НИКС:«Буревестник» почти в 1,5 раза перекрыл рекорд дальности для крылатых ракет
От: rustler Россия  
Дата: 05.12.25 11:24
Оценка:
Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов доложил Верховному Главнокомандующему, что в ходе испытаний 21 октября «Буревестник» с ядерным реактивным двигателем находился в воздухе около 15 часов и преодолел расстояние в 14 тыс. км. На наших глазах пишется новая глава в истории воздухоплавания.



Первой в мире крылатой ракетой можно считать так называемую летающую бомбу Сперри (Sperry «Flying Bomb»), также известную как «Автоматический аэроплан Хьюитта-Сперри» (на фото ниже). Впервые этот самолет-снаряд поднялся в воздух в сентябре 1917 г., а предназначался он для катапультирования с военных кораблей для ударов по площадным береговым объектам на расстоянии до 160 км.



Первой в мире крылатой ракетой, принятой на вооружение, стала знаменитая немецкая «вундервафля» V-1. Дебютный полет она совершила в декабре 1942 г. Ее дальность составляла 250 км.

Сегодня крылатые ракеты собственной разработки есть почти у двух десятков стран (а на вооружении они состоят даже у хуситов). Самой дальнобойной из них чаще всего называется российская Х-101 воздушного базирования (на фото ниже). В разных источниках для разных ее модификаций указывается максимальная дальность в диапазоне от 2800 до 5500 км. Впрочем, верхняя планка считается неподтвержденной. В любом случае для самой дальнобойной американской крылатой ракеты AGM-129 ACM открытые источник указывает величину 3700 км. А дальность известной BGM-109 Tomahawk не превосходит 2500 км.



Но рекордсменами в любом случае являются не они. В феврале 1961 года в США была поставлена на боевое дежурство первая (и пока последняя) принятая на вооружение межконтинентальная крылатая ракета SM-62 Snark, которую по тогдашней американской классификации называли беспилотным бомбардировщиком (фото ниже). Ее разрабатывали более 15 лет, но прослужила она всего 8 месяцев, поскольку свежеизбранный Джон Кеннеди тут же распорядился отправить Snark в отставку. Несмотря на паспортную дальность в 10 200 км, при скорости 1050 км/ч и высоте полета 15 000 м шансов на преодоление советской ПВО в 1961 г. у нее уже не было. Впрочем, наибольшая документально подтвержденная дистанция, которую Snark преодолела в реальном полете, составила 7820 км, когда в 1960 году эта ракета пролетела от Мыса Канаверал до полигона на острове Вознесения в Южной Атлантике.



Из других проектов межконтинентальных баллистических ракет ближе всех к реализации подошла легендарная советская Ла-350 «Буря». Ее характеристики до сих пор поражают воображение. При стартовой массе 97,2 т, она взлетала вертикально и разгонялась с помощью двух ракетных ускорителей. Затем оснащенная сверхзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем маршевая ступень переходила в горизонтальный полет на высоте 17,5 км при скорости 3,2 Маха (3500 км/ч). По мере выработки топлива «Буря» поднималась на высоту более 25 км и оттуда пикировала на цель.



Специально для этой ракеты в СССР была разработана технология сварки титана, что позволило создать цельносварной фюзеляж, способный преодолеть тепловой барьер, возникающий при разгоне до таких скоростей. Во время испытаний «Буря» достигла дальности 6500 км, и при таких характеристиках никакое ПВО в те времена остановить ее не могло. Однако в 1960 г. проект был закрыт, потому что баллистические ракеты оказались более надежным и дешевым средством доставки спецзарядов в любую точку на территорию США.



И вот в истории межконтинентальных крылатых ракет открывается новая глава. Разумеется, от самых успешных испытаний до принятия на вооружение дистанция немалая, но факт есть факт: 14 000 км – это почти в полтора раза больше, чем рекордная дальность SM-62 Snark, даже если принять ее официальную дальнобойность в 10,2 тыс. км. А с учетом того, что в теории дальность атомной крылатой ракеты 9М730 «Буревестник» считается неограниченной, то в перспективе можно задуматься и о других рекордах. (На схеме ниже изображен ядерный турбореактивный двигатель, но, возможно, на самом деле там используется прямоточный двигатель.)



Напомним, что абсолютный рекорд дальности беспосадочного перелета в настоящее время принадлежит самолету Virgin Atlantic GlobalFlyer (фото ниже), который в 2006 году за 9 суток и 3 минуты преодолел 41 467 км без посадки и дозаправки.



Рекорд продолжительности полета для беспилотников установил в 2022 году Airbus Zephyr на солнечных батареях (фото ниже). Он парил в воздухе 64 дня 18 часов 26 минут, прежде чем спикировать в землю по неизвестной причине, не дотянув всего 4 часов до абсолютного рекорда длительности полета летательного аппарата тяжелее воздуха.



Это феноменальное достижение было установлено… в 1959 г. на совершенно прозаическом самолете Cessna 172. С двумя пилотами на борту он умудрился продержаться в воздухе 64 дня 22 часа 19 минут в рамках рекламной акции одного из отелей Лас-Вегаса. Правда, для этого требовались регулярные дозаправки, которые проводились с помощью подтягиваемого тросом шланга… с мчащегося внизу грузовика. Схожим образом на борт передавались еда, вода и другие припасы. За время полета самолет «намотал на винт» около 240 тыс. километров.



Теоретически «Буревестнику» вполне по силам все эти рекорды побить. Можно даже совершить это публично, в виде агитационного перелета, как это сделал в 1937 году экипаж Михаила Громова на краснокрылом АНТ-25, нашем доселе единственном представителе в списке абсолютных авиационных рекордов дальности (10 148 км).

Почему бы не повторить его маршрут – через Северный полюс в США, чтобы наглядно продемонстрировать те возможности, которыми обладает Россия для поддержания дружеских отношений со странами Запада. Во всяком случае, ничего не мешает нарисовать на борту «Буревестника» голубку Пикассо и пустить его в режиме следования рельефу местности достаточно низко, чтобы ею могли полюбоваться все люди доброй воли на планете. Нет сомнения, что мировая пресса будет с напряженным вниманием следить за ходом такого перелета. Можно, кстати, и над Лас-Вегасом покружить. И не только над ним. Сбивать посла мира и дружбы с ядерным реактором на борту вряд ли кто-то посмеет.



P.S. Во время посещения Центрального военного клинического госпиталя 29 октября 2025 г. Президент России Владимир Путин рассказал, что накануне, 28 октября, были проведены еще одни успешные испытания – автономного подводного аппарата «Посейдон» с ядерной энергетической установкой, которая, по словам главы государства, значительно превосходит мощность межконтинентальной ракеты «Сармат». В ходе испытания эта энергетическая установка впервые была запущена на борту подводного беспилотника.

Были озвучены также интереснейшие детали касательно «Буревестника»: его ядерная двигательная установка при сопоставимой мощности с ядерным реактором атомной подводной лодки в тысячу раз меньше по размерам. А самое главное, если обычный атомный реактор запускается в течение часов, дней и недель, то этот ядерный реактор – в течение минут и секунд.

Президент пообещал, что все эти прорывные технологии обязательно найдут применение в нашем народном хозяйстве.


Источник: НИКС – Компьютерный Супермаркет
Re: НИКС:«Буревестник» почти в 1,5 раза перекрыл рекорд дальности для крылатых р
От: andyp  
Дата: 06.12.25 19:35
Оценка: :)
Здравствуйте, rustler, Вы писали:

R>... На наших глазах пишется новая глава в истории воздухоплавания.


Занятно, кто-то времени зря не терял, пока 95 процентов здешних обитателей писали софт для торговли сапогами в интернете.
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.