|
|
От: |
Serginio1
|
https://habrahabr.ru/users/serginio1/topics/ |
| Дата: | 04.12.25 07:33 | ||
| Оценка: | |||
В Германии – крупнейшей экономике Европы – эта проблема гораздо менее выражена. У ФРГ самое низкое соотношение долга к ВВП среди стран G7. В 2024 году госдолг увеличился на 57 млрд евро, достигнув 2,69 трлн евро. При этом в марте 2025 года Германия одобрила смягчение так называемого долгового тормоза – закрепленного в национальной конституции механизма, который был призван ограничивать структурный дефицит федерального бюджета на уровне 0,35% ВВП. Число корпоративных банкротств в Германии в I полугодии выросло на 12,2% относительно того же периода прошлого года, что никак не содействует оживлению экономического роста. В II квартале ВВП страны сократился на 0,3% по сравнению с первыми тремя месяцами года, поскольку экспортеры сталкиваются с последствиями новых пошлин США. Если ФРГ увеличит расходы за счет долга, но не сможет стимулировать экономический рост, она станет финансово слабее. Учитывая роль Берлина как финансовой опоры ЕС, такая перспектива вызовет беспокойство у финансовых рынков и пошатнет позиции евро.
Основными причинами увеличения долговой нагрузки европейских стран являются в том числе программы стимулирования экономики в период и после пандемии COVID-19. Дополнительно энергетический кризис вызвал повышение расходов на субсидирование цен на энергоносители с 2022 года. Ранее бюджеты индустриальных стран региона во многом балансировались за счет использования дешевой энергии. К увеличению госрасходов и наращиванию долга приводит и необходимость инвестиций в «зеленый переход» и инфраструктуру. Кроме того, разрушение части цепочек поставок, связанных с Россией, вызвало рост инфляции в европейских странах. Также долг увеличивается из-за наращивания оборонных расходов.
Помочь преодолеть долговую ловушку способно урезание расходов и увеличение доходов, но оба этих варианта затруднены для стран Евросоюза. Возможность увеличения доходов за счет налоговых поступлений ограничена и без того высоким уровнем налогов, который уже сейчас снижает стимулы к инвестициям и занятости. Потенциал экономического роста, за счет которого доходы могли бы возрасти, также ограничен. Усиление геоэкономической фрагментации и неопределенность во внутренней политике создают значительные риски для перспектив европейских экономик. Сокращение социальных расходов и зарплат бюджетников, составляющих большой сегмент дефицита, чревато сопротивлением со стороны профсоюзов, политическими волнениями и утратой поддержки электората. При этом старение населения будет увеличивать потребность в расходах на пенсионное обеспечение.