Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук объявил о поручении главы государства создать подводный атомный газовоз для транспортировки сжиженного природного газа с российских арктических месторождений.
Длина судна составит около 360 м, ширина – 70 м, высота – 30 м. Для сравнения: длина самой большой в мире советской атомной подводной лодки проекта 941 «Акула» равняется 172,8 м. Газовая субмарина будет оснащена тремя реакторам «Ритм-200», которые используются на атомных ледоколах. Суммарная мощность гребных двигателей – 90 МВт, грузовместимость – 180 тыс. куб. м, подводная скорость – 17 узлов. Экипаж – 25-28 человек, но, по словам Ковальчука, в перспективе атомный газовоз может быть беспилотным, если сделать реактор необслуживаемым.
Подводная торговля
Проект кажется, мягко скажем, экзотическим, но на самом деле вопрос о грузовых субмаринах имеет свою историю, которая подсказывает, в каких условиях подобные начинания становятся оправданными.
После начала Первой мировой войны Великобритания, Франция и Россия наложили на Германию санкции в виде экономической морской блокады, препятствовавшей торговле немцев с США. Для ее прорыва в 1916 г. была построена грузовая подводная лодка «Дойчланд» внушительной для тех времен длины 65 м.
При грузоподъемности всего 740 тонн, она предназначалась для перевозки особо важных стратегических материалов, ценных грузов и дипломатической почты. Так, из первого рейса в Балтимор лодка доставила в Германию 341 тонну никеля, 93 тонны олова и 348 тонн каучука общей стоимостью 17,5 млн марок, что более чем в 4 раза превысило затраты на постройку судна (около 4 млн марок). Проект окупился за один рейс. Из второго похода лодка среди прочих стратегических грузов даже доставила бочонки меда в качестве личного подарка Кайзеру Вильгельму II. Но этот рейс оказался последним. В 1917 г. США объявили Германии войну.
Всего немцы построили 7 подводных транспортов, но все пришлось переделать в боевые корабли. И весьма успешные. На счету «Дойчланда», например, 42 потопленных судна. А в годы Второй мировой войны Германия строила подводные танкеры серии XIV, которые могли скрытно доставлять другим подлодкам 600 т топлива в отдаленные районы патрулирования.
Впрочем, субмарины тех времен были не столько подводными, сколько ныряющими, поскольку большую часть пути преодолевали в надводном положении. «Дойчланд», например, в первом рейсе из 8450 морских миль под водой проплыл только 190. В мирное время такой транспорт был совершенно бессмысленным. Однако с появлением атомных подлодок время от времени вновь стали возникать проекты их использования для коммерческих перевозок.
Подлёдные лодки
Преимущество было не в скрытности, а в возможность плыть подо льдом, что обеспечивало круглогодичную навигацию в Арктике без ледокольного сопровождения. Все эти проекты так и остались на бумаге, но замыслы были грандиозные.
Например, в 1981 году корпорация General Dynamics объявила о планах создания 28 подводных танкеров для перевозки сжиженного природного газа из Арктики в Северную Америку и Европу. Предлагались две версии: атомная длиной 448 м за 725 млн долларов и 387-метровая метановая ценой 700 млн долларов. Для сравнения: длина корпуса самого длинного авианосцев ВМС США USS Gerald R. Ford составляет 337 метров. Компания заявляла, что получила «восторженные отзывы», но заказов так и не последовало.
В 90-е годы подобные планы стали возникать в России, чему способствовал огромный опыт строительства и эксплуатации подводных атомоходов, многие из которых списывали из ВМФ после окончания холодной войны. Дело опять же ограничилось лишь проектами. Единственная реальная попытка коммерциализации подводного атомного флота имела место в 1995 г., когда атомная подлодка проекта 671 РТМ «Щука» доставила груз картофеля и промтоваров в порт Харасавэй на Ямале. Дальнейшего развития подобная конверсия не получила.
В 1996 году Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» предложило создать атомный подводный модуль-толкач и несколько подводных грузовых барж ледового класса, а на ПО «Севмаш» прорабатывали идею строительства флотилии подводных контейнеровозов.
Ближе всех к реализации подошел, пожалуй, план переделки в транспорт для грузов «Норильского никеля» тяжёлого ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула» – самой большой в мире субмарины с подводным водоизмещением 48 000 т, что больше водоизмещения авианосца «Адмирал Горшков», ныне плавающего в Индии под названием «Викрамадитья». В 1999 году Совет безопасности РФ разрешил переоборудование двух «Акул».
Согласно проекту Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», предполагалось к кормовой части «Акулы» приделать измененную носовую часть с бункерами грузовместимостью до 15 000 т для перевозки руды и металлов. Цена – 80 миллионов долларов.
Однако переделка «Акул» в рудовозы по ряду причин не состоялась. В том числе из-за слишком большой осадки (11,2 м), которая не позволяла бы транспорту входить в порт Дудинка на реке Енисей, для чего требовалась осадка не более 9,5 м.
Арктический «Пилигрим»
До порта Сабетта в Обской губе, который создавался для обслуживания проекта «Ямал СПГ», добраться легче. Сейчас основным средством транспортного обеспечения там служат уникальные газовозы-ледоколы класса «Ямалмакс», которые проектировались специально под возможность прохода в этот порт по морскому каналу длиной 49 км, шириной 295 м, глубиной 15,1 м. Длина газовоза «Ямалмакс» – 299 м, ширина – 50,13 м, высота по борту – 26,5 м, осадка – 13,0 м. При этом он способен пробивать лед толщиной до 1,7 м. Однако для круглогодичной навигации без ледокола в Арктике даже этого недостаточно.
Подводный газовоз будет больше. Его длина в 360 метров ограничена требованием соответствия инфраструктуре порта Сабетта. Однако благодаря особой форме корпуса его осадка не превысит 13 м.
Кстати, грузовая «Акула» должна была стать еще и ледоколом, чтобы преодолевать ледовые поля толщиной до 2,1 м на мелководье. Причем ломать лед она могла как снизу, двигаясь в полупогруженном положении, так и сверху, выскакивая на льдины и проламывая их своим весом, как обычный ледокол. Для этого ее носовая часть должна была иметь форму долота.
Носовая часть подводного газовоза имеет похожую форму, хотя использовать его в качестве ледокола не собираются. В основном судно будет двигаться на глубинах от 100 до 150 метров со скоростью до 17 узлов. Однако участки с глубинами менее 100 метров будут преодолеваться со скоростями 5-7 узлов движением по нижней поверхности ледового поля, не разрушая его, а лишь сминая выступающие фрагменты.
Конструкторское бюро «Малахит», создатель первой советской атомной подводной лодки, впервые рассказало об этом проекте, названном «Пилигримом», еще в 2019 г., но лишь осенью 2024 г. тот же Ковальчук объявил о заключении договора с «Газпромом» на его разработку.
С чем связано принятие решения на высшем государственном уровне о реализации проекта именно сейчас? Не исключено, что с геополитической обстановкой. Вероятность блокады нефтегазового флота России со стороны НАТО возрастает. Но задержать для досмотра атомный газовоз на глубине 150 м будет довольно проблематично. И подорвать его сложнее, чем «Северный поток».
Мобильный газопровод
Техническая сложность такого проекта, конечно, громадна, но не она в первую очередь лимитирует возможность его реализации. Самое главное – экономика. Газовозов класса «Ямалмакс» на настоящий момент построено 15. Каждый обошелся в среднем в 320 млн долларов. Подводный газовоз явно обойдется дороже. Оправдано ли это?
«По сути – это будет подводный подвижный газопровод, – утверждает Ковальчук. – То есть несколько таких подводных газовозов могут обеспечить мощность, соответствующую магистральному трубопроводу, без необходимости его героически прокладывать в условиях Крайнего Севера».
Из 1 кубометра сжиженного природного газа (СПГ) получается 600 куб. м газа, готового для употребления. То есть за один рейс судно грузовместимостью 180 тыс. куб. м СПГ доставит 100 млн куб. м. «потребительского» газа. Проектная мощность газопровода «Северный поток» составляет 55 млрд кубометров в год, что эквивалентно 550 рейсам подводного газовоза.
Длина «Северного потока» – 1234 км. Скорость 17 узлов – это 31,5 км/ч, то есть для преодоления дистанции «Северного потока» атомоходу потребуется 39 часов. Время на загрузку/разгрузку – до 18 ч. Итого получаем 114 ч на то, чтобы загрузиться, доплыть до пункта назначения, разгрузиться и вернуться обратно. Округлим до 5 суток. Нетрудно посчитать, что такой газопровод могут заменить 8 «Пилигримов», снующих челноками между двумя портами.
Стоимость строительства «Северного потока-1» составила 7,4 млрд евро, «Северный поток-2» обошелся уже в 9,5 млрд евро. Итого 16,9 млрд евро, или 19,6 млрд долларов. На замену обоих «Потоков» нужно 16 газовозов. Добавим пару резервных. Итого – 18. Получается, что на строительство каждого подводного газовоза можно выделить сумму в пределах миллиарда долларов и не прогореть.
Прибавим сюда то преимущество, что «подвижный газопровод» можно оперативно перенаправить на любой порт. Но понятно, что ту же задачу способен решить и флот арктических газовозов ледового класса, пусть даже с помощью ледоколов. Поэтому Ковальчук в своей аргументации делает упор на другое обстоятельство: создание подобной суперподлодки эффектно продемонстрирует технологическое лидерство России в уникальной области техники и станет для российской инженерной науки и промышленности самостоятельным шагом, а не продолжением безнадежной погони за конкурентами в рамках импортозамещения. Аргументы были услышаны.
R>Стоимость строительства «Северного потока-1» составила 7,4 млрд евро, «Северный поток-2» обошелся уже в 9,5 млрд евро. Итого 16,9 млрд евро, или 19,6 млрд долларов. На замену обоих «Потоков» нужно 16 газовозов.
замену чего? куда газ то возить собираетесь? Германия не будет покупать а Орбану Трамп запретил.
сейчас вот даже и Индия прогибается под Трампа
R>Добавим пару резервных. Итого – 18. Получается, что на строительство каждого подводного газовоза можно выделить сумму в пределах миллиарда долларов и не прогореть.
ну ктото точно не прогорит
R>Прибавим сюда то преимущество, что «подвижный газопровод» можно оперативно перенаправить на любой порт.
это другое дело, сжиженный газ + ядерный реактор, чтото на днях мне подобное Pzz про такое писал
Re: НИКС: Теневой флот станет атомным и уйдет под воду
Здравствуйте, rustler, Вы писали:
R>Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук объявил о поручении главы государства создать подводный атомный газовоз для транспортировки сжиженного природного газа с российских арктических месторождений.
Крутая штука. Даже если не получится, то технологический рывок будет. На основе этого технологического рывка получится много другого разного.
Re[2]: НИКС: Теневой флот станет атомным и уйдет под воду
pik>замену чего? куда газ то возить собираетесь? Германия не будет покупать а Орбану Трамп запретил. pik>сейчас вот даже и Индия прогибается под Трампа
Не знал, что в мире всего две страны, которые используют природный газ в промшленности.
Re: НИКС: Теневой флот станет атомным и уйдет под воду
Здравствуйте, rustler, Вы писали:
R>Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук объявил о поручении главы государства создать подводный атомный газовоз для транспортировки сжиженного природного газа с российских арктических месторождений.
Атомный газовоз. Оксюморон.
Ещё и подводный. Паноптикум.
Серёжа Новиков,
программист
Re[3]: НИКС: Теневой флот станет атомным и уйдет под воду
pik>>замену чего? куда газ то возить собираетесь? Германия не будет покупать а Орбану Трамп запретил. pik>>сейчас вот даже и Индия прогибается под Трампа
VM>Не знал, что в мире всего две страны, которые используют природный газ в промшленности.
ну так назови, страну куда масшатабом СП-1 и СП-2 можно газ возить, не в Китай ведь. там и трубы есть
Re[4]: НИКС: Теневой флот станет атомным и уйдет под воду
Здравствуйте, pik, Вы писали:
pik>Здравствуйте, val.maly, Вы писали:
pik>>>замену чего? куда газ то возить собираетесь? Германия не будет покупать а Орбану Трамп запретил. pik>>>сейчас вот даже и Индия прогибается под Трампа
VM>>Не знал, что в мире всего две страны, которые используют природный газ в промшленности.
pik>ну так назови, страну куда масшатабом СП-1 и СП-2 можно газ возить, не в Китай ведь. там и трубы есть
Ну почему? Китй сожрет все, что ему дашь. И трубы, и СПГ. Трубы, ведь, тоже имеют ограниченную пропускную спосоность.
Re: НИКС: Теневой флот станет атомным и уйдет под воду
Здравствуйте, Xander Zerge, Вы писали:
XZ>Атомный газовоз. Оксюморон.
Мобильная атомная электростанция мощностью в 100мегаватт доставляет не только сырье для химической промышленности, но и электроэнергию для работы фабрики.
XZ>Ещё и подводный. Паноптикум.
В погодозащищенном и астероидоустойчивом исполнении.
Re[2]: НИКС: Теневой флот станет атомным и уйдет под воду
Здравствуйте, VladFein, Вы писали:
VF>Здравствуйте, rustler, Вы писали:
VF>Скоро весь ваш флот уйдет под воду. Как крейсер Москва.
Такими фразами любят кидаться те, кто проводит вечера с бутылкой водки напротив телевизора
Re[3]: НИКС: Теневой флот станет атомным и уйдет под воду
VF>>Скоро весь ваш флот уйдет под воду. Как крейсер Москва. __>Такими фразами любят кидаться те, кто проводит вечера с бутылкой водки напротив телевизора
Ну что ты! Какая водка?
"100% американец" не может себе позволить пить водку или хорошо отзываться (и даже думать) о родине, из опасения что его заподозрят в любви к стране происхождения. Он пьет кукурузную самогонку, вынужденно разбавляя соком или колой потому что в чистом виде пить эту сивуху невозможно.
Любопытно что итальянцы, ирландцы, французы, финны, поляки и другие гордятся своей Родиной (или Родиной предков, если родились уже в США) что не мешает им быть американцами, и только граждане бывшего СССР пресмыкаются выворачиваясь наизнанку.
Все проблемы от жадности и глупости
Re[2]: НИКС: Теневой флот станет атомным и уйдет под воду
Xander Zerge:
XZ>Атомный газовоз. Оксюморон. XZ>Ещё и подводный. Паноптикум.
Думаю, если идут обсуждения на уровне главы государства, то экономическое обоснование было просчитано.
Re[4]: НИКС: Теневой флот станет атомным и уйдет под воду
SK>Любопытно что итальянцы, ирландцы, французы, финны, поляки и другие гордятся своей Родиной (или Родиной предков, если родились уже в США) что не мешает им быть американцами, и только граждане бывшего СССР пресмыкаются выворачиваясь наизнанку.
вообще, если его ник как-то связан с фамилией, то он еврей по национальности. несмотря на то, что я хорошо к ним отношусь и у меня много друзей евреев, но у некоторых особых личностей покидать гавна в Россию и повыпендриваться о своем превосходстве это прямо какая-то мания, особенно в нынешнее время. вон, тот же аффтар Масяни аж весь на говно изошел, умудрился полностью свой ум подчинить киданию гавна в Россию.
Здравствуйте, __kot2, Вы писали:
SK>>Любопытно что итальянцы, ирландцы, французы, финны, поляки и другие гордятся своей Родиной (или Родиной предков, если родились уже в США) что не мешает им быть американцами, и только граждане бывшего СССР пресмыкаются выворачиваясь наизнанку. __>вообще, если его ник как-то связан с фамилией, то он
"ставить диагноз по аватарке" — последнее дело.
__>особенно в нынешнее время. вон, тот же аффтар Масяни аж весь на говно изошел, умудрился полностью свой ум подчинить киданию гавна в Россию.
Куваев всегда таким был, просто раньше все смотрели мультики и никого не интересовало, никто не слышал, что он говорит. Хотя там и в мультиках тоже хватало намёков, но в те времена твоё отношение к этому было легче.
Все проблемы от жадности и глупости
Re[3]: НИКС: Теневой флот станет атомным и уйдет под воду
Здравствуйте, landerhigh, Вы писали:
L>Мобильная атомная электростанция мощностью в 100мегаватт доставляет не только сырье для химической промышленности, но и электроэнергию для работы фабрики.
В каком виде она доставляет?
Я так понял, они там челночить должны 24/7, чтобы повторить пропускную способность трубы.
Или пока разгружается, в ейную розетку фабрика втыкается?
XZ>>Ещё и подводный. Паноптикум. L>В погодозащищенном и астероидоустойчивом исполнении.
А не дороговато х4 платить за такое исполнение? И это относительно стоимости газовозов класса Arc7, которые сами по себе умеют ходить во льдах.
Серёжа Новиков,
программист
Re: НИКС: Теневой флот станет атомным и уйдет под воду
Здравствуйте, Xander Zerge, Вы писали:
XZ>Здравствуйте, landerhigh, Вы писали:
L>>Мобильная атомная электростанция мощностью в 100мегаватт доставляет не только сырье для химической промышленности, но и электроэнергию для работы фабрики. XZ>В каком виде она доставляет?
В виде атомов урана или там плутония какого, которые на месте уже преобразуются в тепло и далее в электричество.
XZ>Я так понял, они там челночить должны 24/7, чтобы повторить пропускную способность трубы. XZ>Или пока разгружается, в ейную розетку фабрика втыкается?
Да. Кажется, был анекдот, что в 90-е наши предлагали Новой Зеландии купить атомную подлодку, чтобы использовать как электростанцию.
XZ>>>Ещё и подводный. Паноптикум. L>>В погодозащищенном и астероидоустойчивом исполнении. XZ>А не дороговато х4 платить за такое исполнение? И это относительно стоимости газовозов класса Arc7, которые сами по себе умеют ходить во льдах.
Да пофигу. Эти деньги не пойдут алегархам. У нас страна большая и всякие циклопические проекты — самое оно. Можно (нужно) еще Каспийского монстра возродить.
Re[5]: НИКС: Теневой флот станет атомным и уйдет под воду
Здравствуйте, Stanislaw K, Вы писали:
SK>Здравствуйте, __kot2, Вы писали:
SK>>>Любопытно что итальянцы, ирландцы, французы, финны, поляки и другие гордятся своей Родиной (или Родиной предков, если родились уже в США) что не мешает им быть американцами, и только граждане бывшего СССР пресмыкаются выворачиваясь наизнанку. __>>вообще, если его ник как-то связан с фамилией, то он
SK>"ставить диагноз по аватарке" — последнее дело.
Я не обвиняю его в чемто постыдном чисто предположение. Интересно от него услышать, угадал или нет
__>>особенно в нынешнее время. вон, тот же аффтар Масяни аж весь на говно изошел, умудрился полностью свой ум подчинить киданию гавна в Россию.
SK>Куваев всегда таким был, просто раньше все смотрели мультики и никого не интересовало, никто не слышал, что он говорит. Хотя там и в мультиках тоже хватало намёков, но в те времена твоё отношение к этому было легче.
Куваев умудряется на русском языке с русскими персонажами запиливать русофобский контент, что говорит о том, что мозг его полностью отказывает, когда он начинает про Россию думать. Такая странная упоротость редко где встречается. С этого форума вообще пропало достаточно много американцев, мне кажется потому что им просто стыдно как-то комметить креативы их президента, который вот на днях например выдумал что Индия отказаться от российской нефти и по моему даже выйти из брикс обещала. тем аж комментить пришлось, что маразм у дедушки просто разыгрался. И вот гражданин такой вот страны с таким руководством разбрасывается такими же пустыми заявлениями. Как куваев