От: | Serginio1 | https://habrahabr.ru/users/serginio1/topics/ | |
Дата: | 20.12.24 08:48 | ||
Оценка: | +1 -1 |
В 1914 году на 1000 жителей Российской империи, приходилось 59 человек учащихся. Во многих странах этот показатель был гораздо выше: Великобритания — 152, Австрия -143, Германия -175, Франция -148, Япония -146 учащихся на 1000 жителей.
Как отмечает современный исследователь[кто?], «одним из перспективных направлений сегодняшней отечественной историографии стала тенденция рассмотрения Февральской революции, Октябрьской революции и Гражданской войны как неразрывно связанных между собой частей Великой российской революции 1917—1922 годов, которая наряду с Великой французской революцией конца XVIII века стала одной из крупнейших вех мировой истории»[4].
Русская революция 1917 года несомненно относится к великим революциям, вызывающим мощный резонанс в мире, способствующим появлению новых линий исторического развития, социальных изменений на длительный период. Под влиянием социалистических идей Русской революции и практики СССР в демократических обществах стали активно развиваться социальная политика и формы социального обеспечения, в итоге эти страны достигли уровня общества социального благоденствия. Таким образом, великие революции могут увести в сторону и даже отбросить назад породившее их общество, но в них реализуется запрос исторического развития на определённые изменения, трансформации и потребности. При этом выиграть от такого развития могут соседние общества, которые под влиянием революционных событий проводят соответствующие изменения. Революция 1917 г. существенно изменила систему мирового порядка в XX в.[5]
В южных губерниях железную дорогу контролировали инвесторы из Бельгии. Доставка товаров к портам Черного моря гарантировала хорошую прибыль. К 1880 году бельгийские кампании контролировали общественный транспорт почти во всех крупных городах империи. Трамваи в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе контролировал холдинг с штаб квартирой в Бельгии. Изначально трамвай был гужевым транспортом, позже перешли на электродвигатели. Стремление бельгийцев монополизировать перевозки приводило к частым конфликтам. Бельгийцы старались захватить всю отрасль, к примеру, в Киеве был построен фуникулер.
Британские инвесторы концентрировали свое внимание на текстильной промышленности, контролируя отрасль в центральных областях империи. В Сибири интересы британцев были сосредоточены в золотодобывающей промышленности.
Французы занимали лидирующие позиции в горной металлургии, производстве цемента, добыче и выплавке меди, в предприятиях водоснабжения и канализации. Заметное влияние французы оказывали в банковском деле.
Немцы влияли на развитие химической промышленности, черную металлургию и производство металлоизделий. Бельгийцы инвестировали в добычу угля в Донбассе.
Банковское дело практически полностью контролировалось иностранцами.
К 1914 году активную роль иностранные инвесторы играли в деятельности 1 232 совместных предприятий. Доля иностранного капитала составляла 42,6 % совокупного основного капитала 18 главных акционерных банков России.
Первая мировая война заставила пересмотреть отношение к инвестициям стран соперников. В 1915 году решено ликвидировать предприятия, принадлежащие германским, австрийским, венгерским и турецким подданным. Однако, когда посчитали количество предприятия, процесс затормозился. Из 611 акционерных обществ лишь 96 прекратили деятельность.
Таким образом, перед началом Первой Мировой войны половина экономики Российской империи контролировали иностранцы, которые получали прибыль и выводили ее из страны.