НИКС: «Курск» от Бессона
От: rustler Россия  
Дата: 12.08.19 12:04
Оценка: -3


Вслед за нашумевшим сериалом «Чернобыль» в России дебютировал еще один западный фильм, посвященный трагической странице нашей истории. Франко-бельгийский «Курск» продюсировал сам Люк Бессон, что, скорее, удивляло, чем обнадеживало. Но сам фильм удивил лишь своей стереотипностью.



«Курск», как и «Чернобыль», усиленно эксплуатирует все те же штампы о русских. Все начинается с лихой попойки половины экипажа атомного подводного крейсера накануне выхода в море (на заглавном фото), так что вроде как даже и не удивительно, что лодка взорвалась. Еще один сильный эпизод: приступ ликования запертых в 9-м отсеке моряков при обнаружении спрятанной бутылки водки. Солдаты на ступенях Рейхстага в советских киноэпопеях не так бурно радовались победе над Германией. Но водочные штампы хотя бы имеют под собой какую-то реальную основу, а вот распевание хором во всю глотку непонятных гимнов за две минуты до мучительной смерти от удушья, это, конечно, особенно удачная режиссерская находка. И совершенно не важно, что в данном случае имеет место попытка романтизировать образ русских моряков. Как и в «Чернобыле», раздражает не столько направленность тех или иных выдумок, а расчет на то, что зритель весь этот «рыбий жир» проглотит, не поморщившись.

Правда о большой лжи

Чтобы образ русского моряка навсегда запал в душу любому нормальному человеку, не надо ничего выдумывать. Достаточно привести последние слова записки, которую капитан-лейтенант Дмитрий Колесников написал ощупью в темном, холодном и полузатопленном стальном гробу на глубине 100 метров через 4 часа после чудовищного взрыва, убившего большую часть экипажа: «Всем привет, отчаиваться не надо».

А в фильме вдова на похоронах зачитывает от имени погибшего мужа поэму, которой Шекспир позавидует. И добавляет, что моряки во всех странах – это особые люди, которые спасают друг друга даже во время войны. В фильме это понятно даже ребенку, который отказывается подать руку плохому российскому адмиралу с глазами вурдалака. Людей надо спасать любой ценой, не думая о чести мундира, военных тайнах и прочих условностях. Все это, несомненно, верно. Но фильм снят так, что складывается впечатление, будто военно-морские силы Великобритании, к примеру, существуют лишь для того, чтобы спасать попавших в беду русских подводников, а дееспособность российского флота должна оцениваться исключительно по той скорости, с которой иностранная помощь принимается. Это и есть главный посыл фильма.


Образ русского подводника воплотил на экране бельгийский актер Маттиас Шонартс, подозрительно похожий на молодого Путина. Изначально в фильме вроде бы предполагалось появление только что избранного в 2000 году президента России, но в итоге Владимира Владимировича решили оставить за кадром. Надо полагать, это сделано не из особого почтения, а по чисто художественным соображениям. Ничто не должно отвлекать зрителя от осознания главной идеи: экипаж «Курска» убил не какой-то там злой Путин, а большая российская ложь о том, что военные моряки рискуют своими жизнями, защищая Родину.

Кульминацией фильма стал эпизод, когда норвежское спасательное судно с британской спасательной миниподлодкой LR5 прибывает в район гибели «Курска» по вызову хорошего российского адмирала, но плохой адмирал участие иностранцев в спасательной операции задерживает до утра, и как раз за это время моряки в 9-м отсеке гибнут.

А как все происходило на самом деле? Давайте посчитаем, могла ли иностранная помощь спасти моряков «Курска», если бы ее приняли сразу? И можно ли было их вообще спасти чисто технически?

Хроника катастрофы


Два взрыва на «Курске» произошли 12 августа 2000 года около 11:30. Причем второй был такой силы, что его «услышали» даже на Аляске. Взрыв был зафиксирован гидроакустиками атомного крейсера «Петр Великий». Да что там гидроакустики. «Петр Великий» содрогнулся всем своим гигантским корпусом от взрывной волны. Тем не менее, операция по поиску подводной лодки началась лишь в 23:30, то есть спустя 12 часов после катастрофы. Это выглядит необъяснимым. А все дело, скорее всего, в том, что «Курск» имел на флоте репутацию непотопляемого. Как «Титаник». Гидроакустики зафиксировали взрыв. Ну и что? Мало ли что там может взорваться на учениях. Не «Курск» же, в самом деле, ко дну пошел. Он же непотопляемый.

На взрыв в 11:30 не обратили внимания. Лодка не провела учебную атаку в 11:40 – этому тоже не придали значения. Лодка не всплыла и не вышла на связь в 13:00 с отчетом об атаке, – почти никакой реакции. Лодка не вышла на плановую связь в 15:00 – вялое беспокойство. И лишь в 23:30, когда «Курск» в очередной раз не вышел на связь, до руководства флота наконец дошло, что случилось что-то действительно серьезное: лодка была объявлена аварийной, учения остановлены, по тревоге подняты поисково-спасательные силы флота.


Датский режиссер Томас Винтерберг с исполнителем роли хорошего адмирала, который в фильме почему-то носит фамилию Грузинский. Прообразом хорошего адмирала стал командующий Северным флотом Вячеслав Попов, руководивший маневрами. В одном из интервью в 2000 году Попов со слезами на глазах поклялся, что отдаст всю жизнь, чтобы посмотреть в глаза виновнику трагедии «Курска» (Кстати, в 2012 году он вроде бы даже заявил родственникам погибших, что выполнил свое обещание, однако назвать этого виновника отказался). Но если назначать кого-то виновником гибели выживших после взрыва моряков «Курска», так это самого адмирала, которому почему-то не пришло в голову сразу поинтересоваться, а почему атомная подводная лодка не выполнила задачу? Впрочем, согласно официальной версии, промедление в 12 часов с объявление лодки аварийной ни на что не повлияло.

13 августа в 4:35 гидроакустическая станция «Петра Великого» обнаружила на дне аномалию, которая и оказалась «Курском». С момента взрыва прошло 17 часов. Утром 13 августа в район поиска прибыло спасательное судно «Михаил Рудницкий» с двумя миниподлодками АС-32 и АС-34. Подтягиваются другие спасательные суда. Но, судя по всему, водолазного колокола на всем Северном флоте не нашлось. Соответственно, водолазы не могли к лодке спуститься. Ставка была сделана на спасательные миниподлодки. До 19 августа проводились попытки пристыковаться к «Курску» подводными аппаратами разных типов: АС-15, АС-32, АС-34 и АС-36. То есть спасательных аппаратов было несколько, а не одно «ведро с гайками», как назвал в фильме нашу технику британский командор. Впрочем, все попытки «присосаться» обрезиненной кромкой люка к отполированному до зеркального блеска металлическому кольцу (комингс-площадке) «Курска» действительно оказались безуспешными. Согласно официальной версии, причиной неудач стало повреждение комингс-площадки.


Плохого адмирала (в центре), не хотевшего иностранной помощи, играл сам Макс фон Зюдов, один из самых колоритных европейских актеров. Именно он заменил Путина в сцене встречи с родственниками моряков «Курска».

Свою помощь иностранцы официально предложили вечером 14 августа. Но только вечером 16 августа, ввиду бесплодности прилагаемых усилий, Владимир Путин санкционировал принятие иностранной помощи. До этого власти врали, что операция идет успешно. 17 августа начала работать совместная комиссия в Брюсселе для решения технических и организационных вопросов. Норвежские суда – Seaway Eagle с водолазным колоколом и Normand Pioneer с британской миниподлодкой LR5 – прибыли в зону аварии вечером 19 августа. LR5 была оснащена срочно изготовленным в Норвегии переходником для стыковки с российской лодкой. К работе иностранцы приступили 20 августа, но привлечение LR5 было признано бессмысленным, что не помешало англичанам оскорбиться и заявить, что русские не дали им принять участие в операции нарочно, считая их за потенциальных шпионов.

21 августа норвежским водолазам удалось открыть люк «Курска». Они обнаружили, что 9-й отсек залит водой и в нем нет живых. Все как в кино. Только с той разницей, что моряки в «Курске» умерли задолго до прибытия иностранцев.

Люди в отсеках с 1-й по 5-й погибли непосредственно от взрыва 12 августа, а 23 выживших моряка собрались в кормовом 9-м отсеке. Согласно официальной версии, они оставались живы не более 8 часов, то есть погибли еще даже до объявления лодки аварийной. Однако документально зафиксировано, что некий подводный стук в районе гибели «Курска» раздавался до вечера 14 августа. О его происхождении идут споры, но можно предположить, что на самом деле моряки жили после взрыва еще 2,5 суток, до вечера 14 августа.

Даже если бы помощь иностранцев приняли сразу, как только она была предложена – то есть вечером 14 августа, времени на спасение все равно уже не оставалось. Ведь на подготовку потребовалось трое суток. LR5 и норвежские водолазы не успели бы спасти моряков «Курска», даже если бы их помощь запросили сразу после взрыва на борту лодки. Их надо было вызывать еще до начала учений.

Ну а можно ли было спасти выживших после взрыва моряков хотя бы теоретически? Официальное расследование считает, что нет. Но правда ли это?

Как можно было спасти моряков «Курска»

Среди множества статей-расследований о гибели «Курска» в интернете есть несколько весьма любопытных. В одной из них, к примеру, содержится интервью, которое блогер-моряк взял у офицера, под началом которого служил на Северном флоте в советское время. Вот что этот офицер, пожелавший остаться неизвестным, рассказал.

«Могли ли мы спасти моряков «Курска»? Отвечаю однозначно: да, могли. Пусть не всех, но многих. Расскажу немного о нас. Аварийно-спасательная служба Северного флота представляла в 80-х годах уникальное явление, она была единственная в своем роде. Такие суда 27-го проекта, как СС «Алтай», СС «Трефолев» и СС «Бештау», могли оказать помощь «Курску» и спасти значительную часть экипажа подводников. На каждом из трех кораблей служили по 30 водолазов-глубоководников и имелся полный комплект оборудования. Мы проводили боевые учения и выводили людей из настоящих лодок. Я лично выводил экипаж с глубины 120 метров. Мои водолазы всегда, я подчеркиваю, всегда находились в тридцатиминутной боевой готовности к выходу в море и погружению на 160–200 метров для спасения плавсостава».


Пробная стыковки спасательного аппарата АС-36 типа «Бестер» с комингс-площадкой. Миниподлодка прижимается кромкой своего люка к металлическому кольцу, вода откачивается и спасательный аппарат как бы присасывается к лодке. Причин, по которым такой стыковки не получилось при спасении «Курска», могло быть много. Согласно одной из версий, например, металлическое зеркало кольца не было повреждено, а просто перекрывалось внешней резиновой звукоизоляцией корпуса из-за конструкторской ошибки. Мешать могли и сильные подводные течения в совокупности с плохой видимостью. Даже интересно, смогли бы пристыковаться к «Курску» британцы на своей LR5. К сожалению, возможности проверить это им не предоставили.

«В 80-х годах наша служба постоянно обеспечивала стрельбы атомных подводных лодок, находясь «в точке», то есть в непосредственной близи от атомохода. И если бы нашу службу не уничтожили, то мы, само собой, находились бы возле «Курска». Какие были бы наши действия в ситуации, случившейся с этой подводной лодкой? Они отработаны до мелочей».

«В течение часа штаб уже знал о трагедии на «Курске». Нашим судам необходимо было закрепиться «на бочках» в точке над лодкой – это заняло бы еще два часа. После «идут» водолазы в спасательном колоколе, который рассчитан на десять человек спасаемых и двух операторов-водолазов. За несколько спусков мы выводим на свои корабли и помещаем в барокамеры двадцать–тридцать, может, даже и сорок оставшихся в живых подводников. Также возможно было спасать людей и без колокола, их могли выводить на поверхность сами водолазы. Такие приемы были также нами отработаны и неоднократно проверены в действии. Глубина-то совсем небольшая – 104 метра минус тридцать метров сама лодка, итого получается семьдесят четыре–семьдесят два метра. Это же элементарно для моих ребят. Вся операция вывода подводников занимает около трех часов. Итого получается, что мы бы затратили на спасение оставшихся в живых моряков «Курска» не более 5–6 часов».

«Если, как утверждают специалисты, кормовой люк заклинило, то и это для нас не преграда. Наша водолазная аварийно-спасательная служба располагала уникальным оборудованием для резки металла под водой на больших глубинах. На вскрытие люка мы тратили не больше 20–30 минут».

«Мы как-то выводили экипаж подводной лодки, находящейся на грунте. Там погибли 16 человек из плавсостава, который составлял более 120 моряков».

«Но вы можете задать вполне резонный вопрос: а где была эта служба в момент гибели «Курска»? Отвечу: в конце 80-х и начале 90-х ее просто развалили и уничтожили «за ненадобностью»».

Как известно, Владимир Путин принял политическое решение никого не наказывать за гибель «Курска», списав все на общее бедственное состояние вооруженных сил страны. Руководство флота отделалось отставкой. Это вызвало крайне негативную реакцию в обществе. Родственники погибших моряков, в частности, с отсутствием виновных в этой трагедии категорически не согласились. Наверное, новоиспеченный президент набрал бы немало политических очков, устроив показательный процесс над нерадивыми адмиралами. Но вместо этого он решил заняться укреплением обороноспособности страны. Чудовищный цинизм.

Послесловие


От небоевых потерь в российской армии ежегодно гибнет несколько сотен военнослужащих. И это сейчас, когда в армии навели хоть какой-то порядок. А в нулевых годах погибали по несколько тысяч. Многих из этих людей можно было спасти. Для этого достаточно запретить учения, отнять у военнослужащих оружие, а еще лучше – вообще распустить армию и флот. Стоял бы «Курск» у причала – не погиб бы его экипаж.


В пятницу 13 января 2012 года столкнулся с рифом итальянский круизный лайнер «Коста Конкордия». Кстати, лайнер этого типа также считался непотопляемым, как «Курск» и «Титаник». Судно уже кренилось на борт, а его капитан Франческо Скеттино все еще не верил своим глазам и отправлял на берег донесения, что контролирует ситуацию. Удивительное дело, Скеттино вел себя точно как руководство Чернобыльской АЭС после аварии, хотя не был коммунистом. Чтобы дать команду на эвакуацию пассажиров, ему потребовалось больше часа размышлений. «Коста Конкордия» – это не секретная атомная подводная лодка, напичканная оружием, а пассажирское судно, напичканное средствами спасения. Оно не затонуло на глубине 100 метров, а село на мель у самого берега, в прямой видимости от ближайшего порта. Это произошло не в холодном Баренцевом море, а в теплом Тирренском. В нем не взорвались боеприпасы с силой, эквивалентной землетрясению в 4,5 балла. Спасательные службы прибыли быстро и во всеоружии. И тем не менее 32 человека, среди них 15 женщин и девочка 6 лет, не удалось спасти.

22 августа 2000 года Президент России Владимир Путин встретился на военно-морской базе в Видяево с родственниками погибших моряков. Это встреча длилась несколько часов и проходила в невыносимо тягостной атмосфере. Одной женщине, которая бросала в лицо Путину самые жестокие упреки, насильно сделали успокоительный укол. Эти кадры обошли весь мир. Поведение российских властей, в течение нескольких дней пытавшихся скрыть от общественности истинные масштабы трагедии и вравших об успешной спасательной операции, вызвало возмущение во всем мире.

29 октября 2018 года в Малайзии упал в море новейший Boeing 737 MAX 8. Погибли 189 человек – все находившиеся на борту. 10 марта 2019 года в Эфиопии в точно такой же катастрофе, то есть пикируя по команде программного обеспечения носом в землю, разбился еще один Boeing 737 MAX 8. Еще 157 жертв. Всего эти катастрофы унесли 346 жизней. И никакой нравоучительной истерики в международных СМИ не случилось. Ну погибли и погибли. Печально, конечно, но здесь же не было большой лжи. Это же самое главное. Ведь убивает ложь. А то, что случилось с «Боингами», это всего лишь несчастье. Да и обсуждали журналисты в основном не гибель сотен людей, а ужасающее падение акций компании Boeing – на целых 7%! И, разумеется, президенту США даже в голову не пришло встречаться в Аддис-Абебе с родственниками погибших, хотя эти трагедии – прямой результат халатности чиновников Федерального управления гражданской авиации США, положившихся в вопросах сертификации на специалистов компании Boeing. А те очень торопились выпустить самолет на рынок и даже после первой катастрофы не стали бить тревогу. И никто не называет американцев лжецами. Ведь жизнь 346 каких-то там «эфиопов» была принесена в жертву не бесчеловечной лжи о военных тайнах, патриотизме и чести флага, а всем понятной правде об обеспечении прибылей американской компании. А это совершенно другое дело.

Источник: www.nix.ru
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.