НИКС: Бывший глава ЦАГИ считает, что в авиации нам лучше вообще ничего не делать
От: rustler Россия  
Дата: 23.04.19 10:24
Оценка: 3 (3) -4


Именно такой мыслью академик Алёшин закончил свое выступление на совместном заседании Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике и Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей 20 декабря 2018 года. Обсуждалась тема «О кадровом обеспечении организаций авиационной промышленности». Казалось бы, актуальная проблема. Но академик задался неожиданным вопросом: а зачем нам эти кадры?



По традиции начинаем с НИКС-парада самых ярких высказываний.

5-е место: «Кадры – это как отхожее место, о котором надо обязательно поговорить».

4-е место: «Сколько МиГ продал в этом году самолетов? 26? Докладываю вам: Airbus 320 NEO и Boeing 737 MAX производятся в количестве более 60 самолетов в месяц».

3-е место: «Из 60 выпускников ФАЛТа МФТИ ежегодно в авиационную промышленность идет работать только 20 человек. Нет интереса».

2-е место: «94 тысячи человек в ОАК – это жуть! Я бы никогда такого не допустил».

1-е место: «Пока у нас нет понимания, что мы будем делать, давайте не будем делать вообще».

Те, кому интересно, могут читать дальше.

Железобетонная логика

Заседание открыл Владимир Гутенёв, координатор Экспертного совета по авиационной промышленности, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, первый вице-президент Союза машиностроителей России и прочая, и прочая, и прочая. Послушать его всегда приятно. Во-первых, его речи, как правило, изобилуют цифрами, а не только словами. Во-вторых, он использует довольно живописные формулировки. Например, у него вместо «обратной стороны медали» запросто может всплыть «другая сторона гантели». И, конечно, чувствуется, что человек отлично понимает, о чем говорит. В том смысле, что ему не откажешь в логике. Эта логика, может быть, и небезупречна, но она у него есть и заключается в следующем: Президент дал поручение – мы его выполняем. Все. О смысле жизни пусть рассуждают те, кто все еще в поисках. Благо, таких на каждом заседании хватает. А поскольку их рассуждения почему-то никогда ничем хорошим не заканчиваются, во всяком случае на подобных заседаниях, то всегда приятно послушать человека, которому в этой жизни все ясно.


Владимир Гутенёв: «Давно стоит вопрос о дискриминации отечественных авиастроителей по отношению к зарубежным».

Депутат Гутенёв и начал с того, что сразу же блеснул своей логикой.

«Среди 18 поручений, которые дал наш Президент 18 декабря, представляется чрезвычайно важным, чтобы мы подготовили предложения, в частности, по пункту «в»: обеспечить формирование позиции Российской Федерации по вопросам целесообразности продления после 31 декабря 2019 года действующего режима временного ввоза иностранных турбореактивных пассажирских самолетов».

«Давно стоит вопрос о дискриминации отечественных авиастроителей по отношению к зарубежным. Вы хорошо знаете, что у нас установлены нулевые таможенные пошлины на большинство гражданских самолетов, а также предусмотрена возможность их беспошлинного временного ввоза на территорию страны. Я вносил три года назад законопроект, но в силу активного противодействия комитета по транспорту и авиаперевозчиков решение принято не было».

«Ну а теперь по теме нашего заседания. Кадровый ресурс авиационной отрасли внушителен: на 2018 год в ней работало более 440 тыс. человек, из них на промышленных предприятиях свыше 320 тыс., в научных организациях – более 110 тыс. Причем идет тенденция к ежегодному росту, в 2014 году было 409 тыс., а в 2016 году – 416 тыс. Только в ОАКе, если не ошибаюсь, почти 100 тыс. сотрудников».

Отхожее место для кадров

Разумеется, на этом заседании присутствовали и любители поговорить о смысле жизни. Это прежде всего руководитель ВИАМа академик Каблов, который свел весь смысл к борьбе с коррозией, этой чумой XXI века. И, конечно, академик Борис Алёшин, выпускник МФТИ, разработчик системы управления Су-27, затем проявивший себя в высшей степени эффективным менеджером в качестве руководителя «Автоваза», бывший директор ЦАГИ. Его речи – это всегда маленькая трагедия.


Борис Алёшин: «Для чего мы сегодня ставим вопрос по поводу кадров?»

«Вообще-то говоря, авиация – это огромный мир, где поддерживается огромное количество профессий, которые покрывают все области человеческих знаний. И об этом мире, к сожалению, в обществе очень мало знают. Дети ориентированы на IT, вы думаете, потому что они хотят найти рабочее место? Нет. Они увлечены идеей, что, как в Америке, в будущем каждый может стать миллионером. Они увлечены идеей продажи компании. Когда коэффициент, на который умножается прибыль этих компаний, может при продаже доходить до 30–40, то это возбуждает умы. Вот это молодежи интересно. Потому что эту волну мы поддерживали в обществе на протяжении последних лет».

«А сколько вообще продаем мы? Для чего мы сегодня ставим вопрос по поводу кадров? 94 тысячи человек в ОАК – это жуть! Я бы никогда такого не допустил. Мы выпускаем на сегодняшний день гражданских самолетов «Сухой Суперджет» 30 штук в год. Илья Сергеевич (обращается к гендиректору МиГа Тарасенко), сколько МиГ продал в этом году самолетов? 26? Докладываю вам: Airbus 320 NEO и Boeing 737 MAX производятся в количестве более 60 самолетов в месяц. Вот там есть необходимость в массовой подготовке кадров».

«Когда мы говорим, давайте мы остановим Airbus и Boeing, мы должны понимать: остановили, а что возьмем взамен? Потому что если через нас предполагается проложить 240 дополнительных транссибирских маршрутов, то понятно, что у нас есть возможность расширить эти рынки. И вот это, пожалуй, главный, основной вопрос».

«Из 60 выпускников ФАЛТа МФТИ ежегодно в авиационную промышленность идет работать только 20 человек. Нет интереса».


Заседание проходило в новом здании Госдумы, в Георгиевском переулке, что дало возможность совершить небольшую экскурсию по коридорам власти. Некоторые из них оказались весьма занятны. К примеру, переход между старым и новым зданием Госдумы превращен в настоящую картинную галерею. Представлен в ней исключительно реализм. Некоторые картины от фотографий даже отличить сложно. В общем, всяким там горе-Малевичам здесь не место.

«Кадры – это как отхожее место, о котором надо обязательно поговорить: нет кадров. Нет, и не будет, когда нет работы».

«А что нового мы сделали? «Суперджет» и МС-21, который мы из последних сил вымучиваем я уже не знаю сколько лет, потому что там все процессы недоисследованы».

«Обратите внимание, никто в мире так, как мы, не поступает. Все идут путем модернизации. Сколько лет Airbus 320 и Boeing 737? Мы уже и забыли».

«Евгений Николаевич (обращается к академику Каблову), как бы ни важна была задача по борьбе с коррозией, а она практически так же грозно звучит, как борьба с коррупцией, но я вам хочу сказать, что сегодня в парке страны используются сотни самолетов выпуска начала 90-х годов, и они прекрасно эксплуатируются».

«Снимаю шляпу перед коррозией, но для начала давайте разберемся, что мы хотим. Пока у нас нет понимания, что мы будем делать, давайте не будем делать вообще».

Комментарий НИКСа. На первый взгляд, бурная речь академика Алёшина в поддержку Airbus и Boeing может показаться странной. Но только на первый взгляд. Дело в том, что академик недавно купил 22,5% акций управляющей компании международного аэропорта «Жуковский» («Раменское»), в которой занимает пост председателя совета директоров. Соответственно и заинтересован он не столько в развитии отечественной авиапромышленности, сколько в интенсификации полетов коммерческой авиации вне зависимости от происхождения самолетов. В его речах нетрудно уловить ту мысль, что нам лучше сосредоточиться на обслуживании пролетов мировой авиации в безбрежном небе России, чем на создании собственного воздушного флота.


Столовая Госдумы. Цены вполне обычные. Рагу из кабачков и баклажанов – 75 руб., суп норвежский с семгой и горбушей – 95 руб., азу с тушеным картофелем – 225 руб., компот из малины – 33 руб. Итого обед 428 руб. Для депутата вполне по карману, но в НИКСе можно пообедать намного дешевле.

P.S. Почти на каждое совещание Союзмаша ходит некий человек, который всегда, вне зависимости от обсуждаемой темы, выступает со своими комментариями, и, как правило, довольно интересными. Возможность высказаться, правда, ему предоставляется далеко не всегда, да и комментариев у него всегда много больше, чем времени их высказать, а потому он часто излагает свои мысли соседям-заседателям. Не промолчал он и на этот раз: «Они бы лучше вопрос о подготовке пилотов для гражданской авиации обсудили. Он уже давно назрел, причем в международном масштабе. Летчики разучились летать без автопилота. Как только автопилот отключают, совершенно исправный самолет втыкается в землю, как в рейсе FlyDubai в Ростове-на-Дону». Добавим, что в случае с хваленым академиком Алёшиным Boeing 737 MAX в Эфиопии именно так все, скорее всего, и произошло. При этом мастерство пилотов оказалось помноженным на совершенство американской техники.

Источник: www.nix.ru
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.