Здравствуйте, pagid_, Вы писали:
_>теперь государству приходится отдуваться
Теперь государству приходится отдуваться не столько из-за откатов Боингов и Аэрбасов, сколько из-за следующих факторов:
1. Советский авиапарк достался авиакомпаниям бесплатно и рынок существовал на этой бесплатности около пятнадцати лет, пока ресурс у советских бортов не кончился. У большинства авиакомпаний вплоть до середины 2000-х не было причин обновлять свой парк по своей воле.
2. Почти два десятилетия государство планомерно уничтожало свою промышленность, включая авиапромышленность. В теории, государство могло обязать тот же Аэрофлот тратить хотя бы часть "пролётных" комиссионных на покупку новых отечественных бортов, но, видимо, были дела поважнее, а самой авиакомпании, разумеется, это нафиг не было нужно. Это не её задача — поддержка отечественного авиастроения.
Ни Боингу, ни Аэрбасу же в 90-е не было никакой возможности дать откаты и продать по каким-либо грабительским ценам подавляющему большинству существовавших тогда авиакомпаний. Хотя бы потому, что подавляющее большинство этих авиакомпаний физически не могли позволить себе платить по этим грабительским ценам. В принципе. Собственно, большинство из них и умрут, когда ресурс советских бортов кончится. Из-за того, что не то, что новые борта, даже б/у себе позволить не смогут.
Так что если Б или А и платили кому-то откаты, то по причине конкуренции между собой, а не с российским авиапромом. Послесоветский к моменту массового прихода иномарок уже умер, а российский, возрождаемый новой властью с начала 2000-х, ещё не был конкурентом ни А, ни Б. Ни Ил, ни Ту не могли производить самолёты массово, а замена нужна была именно массово всем и сразу.
А вот прямых конкурентов (C и Е), Россия к себе не пускала. CRJ у нас появится тогда, когда RRJ откажется от размерности 75 и ниже, а EMB ещё позже, ЕМНИП. Тот же "Татарстан" весьма знатно погорел в 2010-х, закупив CRJ-900, и не подумав, что сертификат типа прямому конкуренту SSJ Россия не выдаст. Не выдала, что характерно.