Изменение масштаба колесом мыши: почему так?
От: L_G Россия  
Дата: 18.04.23 10:08
Оценка:
Иногда вспоминаю, что масштаб изображения можно менять колесиком мыши. (Если это картографическое приложение (Яндекс-карты, GoogleMaps, 2GIS, wikimapia, openstreetsmap) — то достаточно просто покрутить колесико. Если это обычная страница браузера/приложения (просмотр документа) и я хочу увеличить/уменьшить размеры шрифта — то нужно еще зажать Ctrl на клавиатуре.)
Результат меня неизменно удивляет, так как, крутя колёсико мыши на себя, я (как мне интуитивно кажется) должен приближать к себе предмет рассмотрения, а по факту он от меня отдаляется — и наоборот.

Во всех имеющихся десктопных Windows-приложениях (MS-офис, разные вьюеры) это действует полностью аналогично.

Кто-нибудь может сказать, откуда пошел именно этот вариант мэппинга "направление вращения колёсика мыши -> увеличение либо уменьшение масштаба" или почему он стал стандартом? (Кого в этом винить?)

Возможно, ответственны авторы первой популярной программы, в которой колесиком мыши менялся масштаб, но что это была за программа? Браузер? MSIE?

Есть ли логическое обоснование у этого выбора?
Каша в голове — пища для ума (с)
Re: Изменение масштаба колесом мыши: почему так?
От: Sharowarsheg  
Дата: 18.04.23 10:16
Оценка: 2 (1) +2
Здравствуйте, L_G, Вы писали:

L_G>Есть ли логическое обоснование у этого выбора?


Ты думаешь, что колёсико прикреплено к документу, а люди думают, что колёсико к глазу прикреплено.

Такая же фигня со скроллом вверх-вниз влево-вправо. В зависимости от того, к чему прикрепить колёсико, скролл будет в противоположные стороны.
Re: Изменение масштаба колесом мыши: почему так?
От: Baiker  
Дата: 18.04.23 10:29
Оценка: 2 (1)
Здравствуйте, L_G, Вы писали:

L_G>крутя колёсико мыши на себя, я (как мне интуитивно кажется) должен приближать к себе предмет рассмотрения, а по факту он от меня отдаляется — и наоборот.


Сделано вполне логично. Крутя колёсико вперёд, ты как бы "наплываешь", "наезжаешь" на объект и он увеличивается.

PS
Да сделай хоть "верчение мыши над головой", обязательно найдутся чудики "не как все", которые не понимают логики. Вам точно надо в Эппл, там таких любят
Re: Изменение масштаба колесом мыши: почему так?
От: LuciferSaratov Россия  
Дата: 18.04.23 10:32
Оценка:
Здравствуйте, L_G, Вы писали:


L_G>(Кого в этом винить?)


никого не надо винить, это совершенно естественный и большинству интуитивно понятный вариант.
просто у некоторых, как у тебя, интуиция сработала не как у большинства.

L_G>я (как мне интуитивно кажется) должен приближать к себе предмет рассмотрения, а по факту он от меня отдаляется — и наоборот.


лично меня удивляет такая интерпретация, это ж надо до такого додуматься

но это ничего, есть такие люди (и их столько, что это нельзя игнорировать), которые в 3Д-шутерах инвертируют мышь по вертикали.
то есть ведёшь мышь на себя, для того чтобы смотреть вверх, и от себя, чтобы вниз.
и им вот это самое тоже интуитивно понятно.

L_G>Есть ли логическое обоснование у этого выбора?


крутишь колесо "на себя" -- это ты крутишь его "вниз" (в windows для этого приходят сообщения WM_MOUSEWHEEL где wParam отрицателен, т.е. "уменьшаем", если крутишь "на себя"/"вниз", и положителен, т.е. "увеличиваем", если наоборот; кое-где это называется словами Wheel Down и Wheel Up).

таким образом, крутишь вниз — уменьшаешь изображение, крутишь вверх — увеличиваешь, всё логично.
здесь "вниз" ассоциируется с действием "сделать меньше", "вверх" с действием "сделать больше".

те же самые действия по смене масштаба изображения чаще всего работают и на сочетании клавиш Ctrl-Plus и Ctrl-Minus. Жмём плюс — увеличиваем, плюс же? Довольно странно было бы на "плюс" уменьшать изображение.
Но интерпретацию придумать можно, которая кому-то покажется логичной: я, дескать, на "плюс" как бы увеличиваю своё расстояние от картинки, поэтому она должна стать мельче, а на "минус" я его как бы уменьшаю, чтобы лучше рассмотреть.

точно также колесо мыши работает например и над Spin Control, и над ползунками всякими, т.е. крутим вниз — уменьшаем, вверх — увеличиваем.
Re: Изменение масштаба колесом мыши: почему так?
От: Young yunoshev.ru
Дата: 18.04.23 11:07
Оценка: 6 (2)
Здравствуйте, L_G, Вы писали:

L_G>Кто-нибудь может сказать, откуда пошел именно этот вариант мэппинга "направление вращения колёсика мыши -> увеличение либо уменьшение масштаба" или почему он стал стандартом? (Кого в этом винить?)


"Винить" ранние 3д редакторы типа 3d studio — где по сути ты управлял камерой при маштабироваии — т.е. двигал камеру по направлению "взгляда".
Re[2]: Изменение масштаба колесом мыши: почему так?
От: vsb Казахстан  
Дата: 18.04.23 11:11
Оценка: 1 (1)
Здравствуйте, Baiker, Вы писали:

B>Да сделай хоть "верчение мыши над головой", обязательно найдутся чудики "не как все", которые не понимают логики. Вам точно надо в Эппл, там таких любят


В макоси масшабирование так же работает. Палец от себя (скролл вверх) приближает, палец на себя (скролл вниз) отдаляет.
Re: Изменение масштаба колесом мыши: почему так?
От: ononim  
Дата: 18.04.23 12:18
Оценка: 2 (1)
L_G>Результат меня неизменно удивляет, так как, крутя колёсико мыши на себя, я (как мне интуитивно кажется) должен приближать к себе предмет рассмотрения, а по факту он от меня отдаляется — и наоборот.
L_G>Кто-нибудь может сказать, откуда пошел именно этот вариант мэппинга "направление вращения колёсика мыши -> увеличение либо уменьшение масштаба" или почему он стал стандартом? (Кого в этом винить?)
Потому что мышью ты управляешь точкой взгляда, а не предметом на который смотришь.
Скролишь вверх — приближаешься к предмету — он становится крупнее, вниз — удаляешься от него, и он становится мельче.
А если бы мышь управляла предметом, а не точкой обзора, то и скроллинг должен был бы работать наоборот.
Как много веселых ребят, и все делают велосипед...
Re[2]: Изменение масштаба колесом мыши: почему так?
От: Anton Batenev Россия https://github.com/abbat
Дата: 18.04.23 12:56
Оценка:
Здравствуйте, LuciferSaratov, Вы писали:

LS> но это ничего, есть такие люди (и их столько, что это нельзя игнорировать), которые в 3Д-шутерах инвертируют мышь по вертикали.

LS> то есть ведёшь мышь на себя, для того чтобы смотреть вверх, и от себя, чтобы вниз.
LS> и им вот это самое тоже интуитивно понятно.

Штурвал на себя — нос задирается вверх, от себя — вниз. С учетом того, что в шутерах ты практически непрерывно летящее тело со сложной траекторией, странно было бы иметь другие настройки.
Re[3]: Изменение масштаба колесом мыши: почему так?
От: LuciferSaratov Россия  
Дата: 18.04.23 18:14
Оценка:
Здравствуйте, Anton Batenev, Вы писали:

AB>Штурвал на себя — нос задирается вверх, от себя — вниз. С учетом того, что в шутерах ты практически непрерывно летящее тело со сложной траекторией, странно было бы иметь другие настройки.


то, что такие люди себе воображают штурвал, я слышал.
но дело в том, что такой способ управления неконсистентен с перемещением взгляда по горизонтали, поэтому, вероятно, его и выбирает меньшинство.
двигая мышь влево-вправо, мы перемещаем перекрестье прицела влево-вправо по 3Д-панораме.
точно так же мы перемещаем курсор мыши, двигая его просто по экрану, по 2Д-картинке.
с инвертированным управлением, двигая мышь от себя, мы двигаем перекрестье прицела вверх, что не стыкуется с привычным движением курсора по 2Д-картинке.

есть, кстати, и такие игры, как 2Д-тиры, где перекрестье прицела свободно движется по экрану, изображающему панораму, на которой появляются цели.
в таких играх было бы странно инвертировать вертикальную ось.
неинвертированное управление в 3Д-шутерах аналогично этим играм, с одной только разницей, что панорама теперь круговая, и она движется относительно курсора с целью кругового обзора. перекрестье прицела при этом движется по панораме аналогично движению курсора по 2Д-изображению.
Re: Изменение масштаба колесом мыши: почему так?
От: CreatorCray  
Дата: 18.04.23 19:43
Оценка:
Здравствуйте, L_G, Вы писали:

L_G>Возможно, ответственны авторы первой популярной программы, в которой колесиком мыши менялся масштаб, но что это была за программа? Браузер? MSIE?

Такое ощущение что авторы пользовались трекпадом, где для приближения было естественным потянуть на себя, что соотвественно было аналогом скролла страницы браузера вверх.
... << RSDN@Home 1.3.110 alpha 5 rev. 62>>
Re[3]: Изменение масштаба колесом мыши: почему так?
От: Alekzander  
Дата: 21.04.23 15:27
Оценка:
Здравствуйте, Anton Batenev, Вы писали:

AB>Штурвал на себя — нос задирается вверх, от себя — вниз. С учетом того, что в шутерах ты практически непрерывно летящее тело со сложной траекторией, странно было бы иметь другие настройки.


В шутерах-то как раз флаг Invert Y-axis почти во всех.
Re: Изменение масштаба колесом мыши: почему так?
От: Ilya81  
Дата: 23.05.23 15:44
Оценка:
Здравствуйте, L_G, Вы писали:


L_G>Результат меня неизменно удивляет, так как, крутя колёсико мыши на себя, я (как мне интуитивно кажется) должен приближать к себе предмет рассмотрения, а по факту он от меня отдаляется — и наоборот.


Ну в MacOS по умолчанию как раз этот логичный вариант, но можно и на обратный поменять, ноя обычно использую этот вариант по умолчанию.

L_G>Во всех имеющихся десктопных Windows-приложениях (MS-офис, разные вьюеры) это действует полностью аналогично.


А вот с клавишами в MacOS в случае новых приложений, которые в 99% случаев написаны на каком-нибудь reactnative, бывает самым разным образом, но в нормальных приложениях для масштабирования нажимают Alt.
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.