Здравствуйте, vdimas, Вы писали:
_>>Вообще мне кажется, что пиковый момент нормального развития GUI у Линуха был в конце 2000-ых. Тогда уже десятилетие была практически фиксированная ситуация в этой области, с двумя ведущими конкурентами (GNOME на базе GTK и KDE на базе Qt)
V>Это лишь библиотеки элементов управления. Без изменения публичного АПИ и даже без нарушения бинарной совместимости с уже имеющимися зависимыми от них бинарниками они потенциально могли переехать с X-сервака на другие технологии доступа к графичесим ресурсам и переехали каждый в своё время и каждый в чём-то по-своему.
V>На сейчас эти тулкиты могут использовать разные бэкенды, но цимус ситуации в том, что такой "переезд" должна была обеспечить сама XLib, но вместо этого каждый тулкит вынужден был разрабатывать и далее поддерживать собственный слой абстракции. Это эпик фейл, аднака... Это опять то самое распыление драгоценных и так не хватающих на Линуха ресурсов.
V>Однако, сию очевидность наблюдаю не только я, похоже, бо уже пошло смещение фокуса с элементов управления (бо там ничего нового толком уже не выдумать) на системную/драйверную часть, где живут современные линуховые графические траблы.
Я тут имел в виду в большей степени не библиотеки, а именно такие вещи как gnome shell.
V>Например, вот буквально в прошлом году в самых "передовых" дистрах, типа Федоры, ядро выставляет DRI3 и EGL, поверх которых крутится Wayland. Всё вместе — это уже офигенная стандартизация, ранее не виданная в Линухах в областях "вне X".
V>Т.е., примерно через 3-4 года "оно" будет и в очередном RHEL, бо тот "остаёт" от Федоры как раз примерно на столько лет.
V>Помимо это идут подвижки в стандартизации внутренней архитектуры самих графических дров:
V>https://ru.wikipedia.org/wiki/Gallium3D
V>Gallium3D береёт на себя приличную часть задач по диспетчеризации прикладного графического АПИ, в итоге разработчику драйвера остаётся реализовать совсем тонкий слой сугубо над конкретным железом. Прямо как в виндах. )) Ну и ОК.
Насколько я понимаю, сейчас на всех системах (включая винду и андроид) постепенно на первое место будет выходить vulkan.
_>>И на фоне этой конкуренции было очень хорошее развитие, местами опережавшее даже Винду (тот же Compiz).
V>Не-не-не. Ты опять торопишься. ))
V>Compiz никаким местом винду не опережает.
V>Compiz — это была попытка реализовать оконный и дисплейный менеджер напрямую над OpenGL ES, не дожидаясь, пока неторопливое Linux-сообщество разработает полный стек графических АПИ "вне X". Потому что им новую Убунту надо было выкатывать еще вчера. ))
Опережал. В том смысле что на линухе первым появилась реализация обычного (не игрового) GUI на базе 3D ускорителя, как раз благодаря compiz'у. На винде это появилось кажется начиная с win7 и то в крайне скромных рамках.
_>>А потом пошла вообще жесть, типа проектов на GNOME3, эмулирующих GNOME2, причём довольно популярных (Cinnamon).
V>Не обращай внимания.
V>Это лишь десктопы/оболочки.
V>Их всегда мильярды были под линухи.
Это само собой. Но вопрос в популярности. Если есть парочка явных лидеров и множество маргинальных решениях — это одна ситуация, а если есть множество совершенно разных решений со сравнимой популярностью — это совсем другая ситуация.
Например, если я предположим всё же решу выпустить версию своего ПО (написанною с помощью кроссплатформенных инструментов, так что в теории работающего на любых ОС) под Линух, то на каком конфиге мне правильнее всего протестировать его (чтобы убедиться, что всё выглядит правильно)?
_>>Так что для реального обретения Линухом продуманного и стабильного GUI, надо чтобы в этом хаосе определился новый, признаваемый всеми, лидер.
V>Так Гугл же, говорю! ))
V>Собсно, EGL был под Андроид и допилен до промышленного кач-ва.
V>Теперь все дружно строем спешат отрапортовать о работе через EGL, а как же!
V>Никто не хочет, чтобы на него показывали пальцем и говорили "фи". ))
V>Например, всякие Tizen изначально поверх EGL делались.
Андроид в последних версиях поддерживает Vulkan... Хотя EGL/OpenGL ES естественно тоже будет ещё очень долго поддерживаться.
V>Wayland — это ровно на один уровень выше, это среда асинхронного обмена сообщениями/событиями, снабжённая строгой версионностью протокола.
V>Потому что EGL — это больше про full screen, т.е. это 3D игруха какая...
V>Или "весь Андроид" тоже как full screen игруха. ))
V>Но линухам, таки, нужны "просто независимые окна независимых процессов", поэтому wayland.
V>Потому что слово "независимый" тут дважды ключевое.
V>А то пока под X-серваком окошко двигаешь, так в низлежащем то артефакты остаются, до дёрганья какие-то бывают и т.д. и т.п.
V>Wayland избавляет от этого бреда раз и навсегда.
Нуу посмотрим что из всего этого выйдет. ) Пока у меня нет особых ощущений, что от wayland что-то принципиально поменялось. Собственно пока что кажется что это затронуло только разработчиков библиотек, типа той же Qt, которые рапортуют об оптимизации работы под него. Так же как они добавили работу через Vulkan — без необходимости изменения кода прикладных приложений.
Здравствуйте, vdimas, Вы писали:
N>>Windows 10 сможет работать на них?
V>Декларируется поддержка архитектур x86, amd64, arm32/arm64.
Microsoft представил IoT-платформу Azure Sphere... с собственной модификацией ядра Linux!
Вооот. Microsoft для IoT использует Линукс. А ты — да, сиди в своей стране эльфов.