Здравствуйте, Shmj, Вы писали:
S>Давайте иначе. Вот как в мозге появляется сознание?
Для буддиста этот вопрос изначально неправильный. Это мозг появляется в сознании. Сознание первично, а вот существует ли реально внешний мир или нам только снится или там наводится матрицей — уже вопрос. Когда есть индивидуальное сознание (причем это процесс, а не вещь), и есть его состояние, то есть карма. Она и создает призму, через которую мы воспринимаем себя как тело с мозгом, помещенное в мир с такими-то хараткеристиками. Поэтому вопрос о возникновении сознания в мозгу для буддиста изначально нелеп, это как спрашивать, в каком транзисторе в телевизоре находится Екатерина Андреева, когда он ее показывает. Мы можем проводить опыты над телевизором, ломать его разные части, картинка будет портиться, звук пропадать. Но это еще не значит, что все телевидение сидит внутри телевизора.
Чтобы устройство стало сознательным, сознание должно в нем воплотиться, родиться. Т.е. у кого-то должна быть карма родиться внутри такой железки. А с этим туго, хотя в принципе не исключается.
S>Или хотя бы как мозг может испытать квалиа боли и наслаждения?
Их испытывает не мозг, ответ очень простой. (для буддиста)
S>Однако буддизм не может предложить ничего, что помогло бы воссоздать сознание искусственно. Или воссоздать квали боли и наслаждения искусственно.
Зато объясняет, почему это провальная затея.
S>А без практической проверки — это всего лишь игра разума.
Там хватает практических проверок другого вида — на уровне субъективных переживаний и изменений. Буддизм он про работу с умом, а не проводами.