LLM не может мыслить настоящим образом. Значит этот навык будет нужным.
Впрочем, и люди в основном не могут, так как не изучали специально методологию науки,
путаются в использовании терминов этой науки и их определениях.
Мышление изучают логика, психология и философия. Психология продвинулась дальше всех,
смотрим видеолекции на рутубе от МГУ, однако ту психологию никто не знает в массах тоже.
Для начала надо доказать, что критерий нужности важен для понятия «знания».
Ясно, что ты топишь за мир пустышек, которой сам и являешься, но все же тупо логикой пренебрегать вряд ли следует
Здравствуйте, Shmj, Вы писали:
S>Кто уже понял какие знания в новом мире будут ценны а какие перейдут в руки LLM?
S>Вот тот же навык чтения и письма — можно ли будет в новом мире без него? LLM тебе все напишет и за тебя прочитает. Но пока не ясно, вроде бы чтение все-таки нужно.
S>Таблица умножения — нужна ли? Возможно нужна для развития памяти. А так достаточно общего понимания.
S>Вот если ты вообще никакого языка не знаешь — это проблема, тут даже LLM не помогут. Нужно знать хорошо хотя бы один распространенный язык, уже не так важно какой. Русский вполне норм, входит в 10-ку.
S>Далее. ЯП — тут важно знать не ключевые слова и библиотеки — важно понимать концепции. Вот есть у тебя понимание корутин? Если есть — то язык не важен — LLM напишет на любом и все поймешь. Если нет — то нихрена не поймешь на любом ЯП. Аналогично — есть понимание концепции владения? Если есть — то уже поймешь и сможешь писать и на Rust и на умных указателя C++.
S>Что скажут связанные с системой образования люди?
Напомню еще раз: Человек против человека. В конце концов рыцари оделись в железо с головы до пят, но умение махать мечом от этого ни куда не делось. Так и здесь, но только в ментальном смысле. Всегда выиграет тот, кто лучше мыслит.
Здравствуйте, Shmj, Вы писали:
S>Кто уже понял какие знания в новом мире будут ценны а какие перейдут в руки LLM?
У тебя уже LLM прямо такие всесильные? Ну и ну!
Мне кажется, что в специальных областях можно задавать вопросы ИИ-ассистентам только там, где ты уже подготовлен. Иначе ты не сможешь критически оценить, пургу этот LLM гонит или взаправду говорит.
Кто умеет программировать, те все видели, как часто лажает LLM. То же может касаться и других областей.
Ты так не спеши все спихнуть на компьютер. ИИ-ассистенты достигли многого, но чтобы эффективно с ними работать, надо быть самому подготовленным. Иначе ты не сможешь оценить, врет он тебе или нет.
Поэтому знания и образование по-прежнему нужны. И я сомневаюсь, что здесь что-то изменится.
Единственное, я опасаюсь, что LLM могут привести к оболваниванию населения и растущей полуграмотности. Собственно, это процесс начался уже раньше, когда распространились персональные компьютеры и интернет. Здесь принципиально ничего нового. Просто скорость процессов может вырасти
Кто уже понял какие знания в новом мире будут ценны а какие перейдут в руки LLM?
Вот тот же навык чтения и письма — можно ли будет в новом мире без него? LLM тебе все напишет и за тебя прочитает. Но пока не ясно, вроде бы чтение все-таки нужно.
Таблица умножения — нужна ли? Возможно нужна для развития памяти. А так достаточно общего понимания.
Вот если ты вообще никакого языка не знаешь — это проблема, тут даже LLM не помогут. Нужно знать хорошо хотя бы один распространенный язык, уже не так важно какой. Русский вполне норм, входит в 10-ку.
Далее. ЯП — тут важно знать не ключевые слова и библиотеки — важно понимать концепции. Вот есть у тебя понимание корутин? Если есть — то язык не важен — LLM напишет на любом и все поймешь. Если нет — то нихрена не поймешь на любом ЯП. Аналогично — есть понимание концепции владения? Если есть — то уже поймешь и сможешь писать и на Rust и на умных указателя C++.
S>Что скажут связанные с системой образования люди?
Чот не понял — рассуждаешь про знания, а в пример приводишь навыки: чтение, умножение.
Разве что ЯП можно с натяжкой знанием считать, но зачем это обычному человеку (не программисту) снова непонятно. Они и так сто лет жили не зная ничего об этом.
Здравствуйте, Shmj, Вы писали:
S>Вот тот же навык чтения и письма — можно ли будет в новом мире без него? LLM тебе все напишет и за тебя прочитает. Но пока не ясно, вроде бы чтение все-таки нужно.
Чтение нужно, так как скорость чтения в разы превосходит скорость воспринимания на слух. Вот только нужно учить читать не проговаривая слова, расширяя поле обзора и т.д. Увы, читать нормально в школе не учат и большинство людей читать не умеют, крайне многие вообще проговаривают аж вслух и читают практически по слогам.
С письмом — сейчас этот навык нафиг не нужен, большинство людей им не пользуются практически никогда. Но навык слепой печати на клавиатуре — он многим нужен. Не уверен в нужности слепого десятипальцевого, возможно все таки сделают клавиатуры поудобнее, поменьше и т.д. Нужен навык быстрого набора достаточно сложного текста с формулами и т.д, как это будет сделано — не важно. Причем не применяя голосовой ввод!
S>Таблица умножения — нужна ли? Возможно нужна для развития памяти. А так достаточно общего понимания.
А вот это нужно. Не таблица умножения, а навык приближенного устного счета. Для этого все таки таблицу умножения выучить придется. Например довольно часто мне нужно переводить метры в секунды в километры в час, умножать на синус 45 градусов, вычислять обратный курс и тому подобное, извлекать квадратный корень приближенно и подобное. Очень часто времени посмотреть и нажать кнопку тупо нет, нужно крайне быстро сходу сказать.
S>Далее. ЯП — тут важно знать не ключевые слова и библиотеки — важно понимать концепции. Вот есть у тебя понимание корутин? Если есть — то язык не важен — LLM напишет на любом и все поймешь. Если нет — то нихрена не поймешь на любом ЯП. Аналогично — есть понимание концепции владения? Если есть — то уже поймешь и сможешь писать и на Rust и на умных указателя C++.
Нужен навык работы с данным языком. Не знания операторов и синтаксиса библиотек, а хоткеи IDE, многие бест практики, которые идут конкретно с этим языком, баги IDE и способы их обхода, навыки соблюдения code convention на автомате, навыки отладки, настройки окружения, знать типичные специфичные для языка тулы, которые помогают профилировать, показывают что там внутри творится, какое потребление памяти и все такое. Ужасает то, что снова это мало кто знает, крайне многие ни разу в жизни профайлер не запускали, потребление памяти не смотрели, как детектить дедлоки и какие у дедлока симптомы большинство даже зовущих себя сеньерами вообще не представляют.
Вот, например, синтаксис языка Си я достаточно неплохо знаю (по крайней мере знал), как и все концепции. Но навыка написания на нем чего то сложного у меня нет. Соответственно как обрабатывать ошибки немногословно в большом проекте для меня загадка, на ум приходят только макросы, которые эмулируют исключения, но предполагаю что так практически никто не делают и все пишут капец как многословно.
Здравствуйте, elmal, Вы писали:
E>С письмом — сейчас этот навык нафиг не нужен, большинство людей им не пользуются практически никогда. Но навык слепой печати на клавиатуре — он многим нужен. Не уверен в нужности слепого десятипальцевого, возможно все таки сделают клавиатуры поудобнее, поменьше и т.д. Нужен навык быстрого набора достаточно сложного текста с формулами и т.д, как это будет сделано — не важно. Причем не применяя голосовой ввод!
Вроде исследователи пишут что навык мелкой моторики, письма — тесно связан с развитием мозга. Так что пока опасно отказываться.
У меня на столе всегда автоматический карандаш и листочек бумаги.
Здравствуйте, Shmj, Вы писали:
S>Кто уже понял какие знания в новом мире будут ценны а какие перейдут в руки LLM?
S>Вот тот же навык чтения и письма — можно ли будет в новом мире без него? LLM тебе все напишет и за тебя прочитает. Но пока не ясно, вроде бы чтение все-таки нужно.
Скрость усвоения информации при чтении, выше чем из речи. (Не касаюсь, качества усвоения метриала.)
S>Таблица умножения — нужна ли? Возможно нужна для развития памяти. А так достаточно общего понимания.
В том возрасте, когда учат таблицу умножения, общие закономерности (типа формул сокращенного умножения) будут абстракциями 2-го порядка (закономерности над закономерностями).
Дети не могут сразу 2 слоя.
Зато, вычучив таблицу и получив опыт ее использования, легко строят следующий слой абстракции...
Здравствуйте, elmal, Вы писали:
E>С письмом — сейчас этот навык нафиг не нужен, большинство людей им не пользуются практически никогда.
Письмо само по себе, как процесс очень полезно детям, оно помогает не только мелкую моторику развивать, но и многое другое: память, умение структурировать информацию, внимание, усидчивость. Также навык письма связан с навыком рисования, который тоже очень полезен детям. Так просто его не уберёшь из образования точно.
В жизни письмо я (и коллеги) применяю. Концепции объяснять на листочке, на доске, на планшете со стилусом — это бесценно. Никакой текст не поможет. Набросать на листе идею самому себе — да. Делать это без умения писать — как?
Что-то конспектировать мне тоже удобно. Например, совещания и митинги проще проводить с листком бумаги, дела пометки, конспекты, что-то стенографируя. Или родительские собрания у детей. В том же телефоне делать это не так удобно, а с ноутом или с планшетом и стилусом ещё хуже.
Недавно прошёл небольшой курс по китайским чаям, где были домашки, экзамен. Слушал лекции, параллельно их конспектируя, потом в принципе не было проблем с ответами.
В принципе, сбрасывать со счетов древние, проверенные и надёжные технологии так просто нельзя, это не безопасно.
Здравствуйте, Nuzhny, Вы писали:
N>Письмо само по себе, как процесс очень полезно детям, оно помогает не только мелкую моторику развивать, но и многое другое: память, умение структурировать информацию, внимание, усидчивость. Также навык письма связан с навыком рисования, который тоже очень полезен детям.
А вот навык рисования неплохо б как раз привить. Навык весьма полезный, но обладают им крайне мало людей. И как раз мелкая моторика и все такое.
Ну и совсем базовые навыки письма конечно нужны, но в современном мире было б неплохо это делать как минимум не на бумаге. А, например, упор на планшет со стилусом и т.д. С упором в первую очередь на скорость конспектирования, чтобы на выходе получался быстро нормальный конспект (за счет того, что это планшет — там автокоррекция и все такое, выглядеть должно прекрасно).
Сейчас, увы. Будет либо хороший почерк, но недопустимо медленно. Либо быстро, но почерк как у врача, и сам врач хрен сможет это прочитать еще.
Конспектирование — да, важно! Но проблема в том, что в школе конспектировать не учат совсем! В лучшем случае упор на красоту, когда вместо фокусировании на том, что конспектируешь, обладатели(а чаще всего обладательницы) фокусируются чтоб все красиво было, и пока занимаются красотой, все мимо головы летит.