Я про детей, но в принципе оно для всех возрастов одинаково.
Вот две ситуации.
Одного предки заставляют учиться читать из под палки. Ругают в случае отказа выполнить утреннее упражнение и дают конфетку за каждое выполненное задание.
Второму просто отказали в прочтении заданий в комп. игре и сказали что сам учись читать. Теперь ни ругаться ни конфеты давать не нужно — сам требует чтобы учил с ним буквы. Все проходит в игровой форме.
Первый вариант, возможно, в чем-то более действенный — ибо дисциплина и можно давать нужную инфу. Но и минус очевидный — отбивается желание, обучение выглядит как нудотина, которую требуется потерпеть для получения тех или иных благ.
Второй вариант намного сложнее, ибо внутрення мотивация довольно стихийна и хаотична — только сам. чел. может решать что ему интересно и направить весьма не просто. Можно сказать что направлять внутреннюю мотивацию могут только педагоги с большой буквы, великие люди.
У меня все что пригодилось в жизни — было по внутренней мотивации. Все что заставляли — оно как то ушло, выветрилось и оказало обратный эффект — не хочется больше связываться с этой областью.