Человек может понять что звук идет справа, слева, спереди, сзади, выше, ниже.
То есть слух у человека трехмерный.
Как это возможно только с помошью 2-х ушей?
По идее 2 уха дают слишком мало данных для трехмерности.
Допустим у вас есть 2 микрофона направленные в противоложные стороны (как уши).
По сути это одномерный звук — числовая прямая. Знак числа — это положение источника справа или слева, модуль — интенсивность.
Для объемного восприятия звука нужны минимум 4 микрофона (уха) направленные в сторону вершин тетраэдра из его центра. Но человек как-то справляется двумя.
Здравствуйте, CRT, Вы писали:
CRT>Человек может понять что звук идет справа, слева, спереди, сзади, выше, ниже. CRT>То есть слух у человека трехмерный.
CRT>Как это возможно только с помошью 2-х ушей?
CRT>По идее 2 уха дают слишком мало данных для трехмерности.
А никак. Потому всех двухушастые начинают головой вертеть. Думаю, одноухие тоже так делают
CRT>Как это возможно только с помошью 2-х ушей? CRT>По идее 2 уха дают слишком мало данных для трехмерности.
Так ещё же память, она даёт недостающую информацию. Мы локализуем звук не одним сэмплом, а серией (желательно непрерывной). И определение "где источник" работает только если источник виден глазами, или ожидаем с какого-то направления. В остальных случаях — мы определяем через отсечение "где источник быть не может".
Когда источник только начал звучать, его положение очень плохо локализовано. За счёт разницы громкости и времени достижения ушей можно определить в лучшем случае сектора в плоской окружности. Дальше действует мозг — если глаза открыты, т.е. модель мира актуальная, мозг может отбросить все направления откуда звук невозможен (из под земли например). И вот ты уже чувствуешь конкретное "где звук" — направление и расстояние.
Если глаза закрыты, или мы не видим источник звука (например закрыт листьями в кустах) — приходится идти сложными путями:
Если звук движется то мозгу проще. При перемещении громкость и разница в синхронизации звука между левым и правым ухом меняется весьма не случайным образом, а зависимо друг от друга, буквально по строгим формулам. При приближении они меняются по одним законам, при удалении по другим. Движение влево отличается от движения вправо, и так далее. Каждая доля секунды звучания позволяет мозгу оценить соответствие этим формулам, и отбросить какие-то направления и расстояния. Когда наконец остаётся только одна возможная позиция — готово, тебе становится ясно-понятно откуда звук.
Если звук стоит на месте, сам человек стоит на месте, и модель мира не позволяет просто локализовать — приходится вертеть головой, и таким образом мозг получает большой набор секторов, из которых часть не пересекается и их можно отбросить. Пока не останется одна точка в пространстве.
И вот эти все механизмы вместе и синхронно. Что-то отбросили глаза, что-то отбросили вычисления, что-то отбросило представление о мире. Офигеть можно от сложности нашей даже не человеческой, а вполне звериной программы.
Здравствуйте, CRT, Вы писали:
CRT>Как это возможно только с помошью 2-х ушей?
Ученые раскрыли секрет долголетия ежей. Оказалось, что никакого секрета нет и живут они недолго.
Хреново это возможно, единичное событие, например хлопок, щелчок, можно локализовать очень-очень примерно. Какие-то более удобоваримые результаты получаются при прослушивании длящихся звуков, издаваемых перемещающимися объектами.
Вот тут недавно тема была, у кого-то в датчике дыма батарейка села и датчик стал периодически пищать. Нашёл он конкретный датчик с большим трудом и искал довольно долго как раз потому, что писк кратковременный и информации о своем местоположении он несёт очень мало. Если бы тот же датчик пищал непрерывно, он бы его нашёл за минуту.
Здравствуйте, hi_octane, Вы писали:
_>Если звук стоит на месте, сам человек стоит на месте, и модель мира не позволяет просто локализовать — приходится вертеть головой
Не "приходится", а "можно". При наличии достаточной тренировки даже неподвижный источник звука определяется достаточно быстро и точно.
Проблема в том, что об этом любят рассуждать "обычные" люди, которые не только никогда не тренировали слух, но и ленятся пообщаться с теми, у кого он тренирован — хотя бы слепыми, не говоря уже о спецназовцах.
Здравствуйте, Евгений Музыченко, Вы писали:
ЕМ>Возьметесь показать это в паре с человеком, тренированным стрелять на звук? Вы будете хлопать, он — стрелять.
Конечно же не возьмусь. Я что, дурак, чтобы соглашаться, на то, чтобы в меня кто-то пытался стрелять? Ведь у него может и получиться.
Эксперимент надо по-другому проводить, чтобы никого не подвергать опасности. Кроме того, я могу хлопать, только находясь примерно в той же горизонтальной плоскости, что и стрелок. Опять же, направление на источник звук и локализация звука — это разные вещи. Вы предлагаете очень ограниченный и опасный эксперимент.
А Вы, кстати, забыли уже, как поиск попискивающего датчика сигнализации для Вас превратился в, цитирую, "квест с матами"?
Как Вы думаете, если бы этот датчик подавал сигнал постоянно, а не сигналами короткой длительности, Вы бы нашли его быстрее?
Здравствуйте, LuciferSaratov, Вы писали:
LS>А Вы, кстати, забыли уже, как поиск попискивающего датчика сигнализации для Вас превратился в, цитирую, "квест с матами"?
А Вы где-то видели, чтоб я хвалился слухом, тренированным на быстрое определение направления?
LS>если бы этот датчик подавал сигнал постоянно, а не сигналами короткой длительности, Вы бы нашли его быстрее?
Я бы нашел его быстрее, если б он подавал сигналы сообразно со скоростью моего перемещения, а не во много раз реже. А еще быстрее я нашел бы его, находись мы с ним в одном помещении, где звук распространяется прямолинейно.
Попробуйте поискать менее неудачный пример, что ли.
Здравствуйте, Евгений Музыченко, Вы писали:
LS>>мне вот эта запись нравится очень ЕМ>Я ее тоже знаю, просто не удалось навскидку найти ссылку.
Интересно было бы послушать вариант который симметричен слева-направо, а отличия только сверху-снизу, либо спереди-сзади. Узнать насколько этот эффект сильный (искажения из-за формы ушной раковины).
На этой записи вроде заметно, что звук сверху. Кто-нибудь на ней расслышал когда звук то спереди, то сзади?
Здравствуйте, CRT, Вы писали:
CRT>Человек может понять что звук идет справа, слева, спереди, сзади, выше, ниже. CRT>То есть слух у человека трехмерный.
CRT>Как это возможно только с помошью 2-х ушей? CRT>По идее 2 уха дают слишком мало данных для трехмерности.
Это действительно так.
CRT>Допустим у вас есть 2 микрофона направленные в противоложные стороны (как уши). CRT>По сути это одномерный звук — числовая прямая. Знак числа — это положение источника справа или слева, модуль — интенсивность. CRT>Для объемного восприятия звука нужны минимум 4 микрофона (уха) направленные в сторону вершин тетраэдра из его центра. Но человек как-то справляется двумя.
Компенсируется двумя вещами:
Сигналы от барабанных перепонок дополнятся другими сигналами, например воздействием звуковых волн на раковины и банально зрением. Если вы наденете наушники и включите самый крутой бинауральный звук, который сможете найти, то не отличите находится ли источник ровно перед вами и ровно за вами.
Уши у нас нестатичны относительно источника звука, поэтому звук фактически снимается не в двух точках, а во множестве точек при минимальном движении головы. Даже если голова не двигается вы можете немного изменить расположение ушных раковин просто напряжением мышц лица.
Здравствуйте, gandjustas, Вы писали:
G>воздействием звуковых волн на раковины
Имеете в виду звук такой мощности, которая приводит к ощутимой вибрации раковин?
G>Если вы наденете наушники и включите самый крутой бинауральный звук, который сможете найти, то не отличите находится ли источник ровно перед вами и ровно за вами.
Ну так наденьте наушники и послушайте пару примеров, приведенных выше. Удивитесь.
ЕМ> я хвалился слухом, тренированным на быстрое определение направления
Запрещается стрелять на "шум", "шорох", по неясно видимой цели, в тумане, в сильный снегопад, в сумерках, против солнца и при других условиях плохой видимости (q) правила безопасности для охотников
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали:
ЕМ>> я хвалился слухом, тренированным на быстрое определение направления
ЭФ>
Запрещается стрелять на "шум", "шорох", по неясно видимой цели, в тумане, в сильный снегопад, в сумерках, против солнца и при других условиях плохой видимости (q) правила безопасности для охотников
Какие свойства человеческого слуха это должно иллюстрировать?