В связи с недавней темой про образование и психологию учащихся возникли споры о том, можно ли новичку выучиться с помощью готовых карточек, то есть фактически без преподавателя.
Anki
Возьму программу Anki, потому что она:
1) кроссплатформенная
2) бесплатная
3) наиболее распространена
4) имеет многострочные поля ввода ответа через дополнение
Из-за дополнения для многострочных полей ввода ответа берём Anki, следовательно можно использовать версию для Windows, MacOSX, GNU/Linux, FreeBSD без особых ухищрений.
5) Устанавливаем "Ночной режим"
Инструменты > Настройки > Ночной режим > Включить
Перезапускаем Anki (нужно только для смены режима)
Создание карточек
Набор карточек в программе прост
1) Нажимаем "Добавить"
(Колоды Добавить Обзор Статистика Синхронизация)
2) Вводим вопрос
ветвление/условный оператор с одной ветвью/c++
3) Вводим ответ
if (условие входа)
{
блок инструкций
}
4) Вводим метки, если нужны
5) Нажимаем "Добавить"
Испытание карточек
Оригинальное разрешение экрана 1920x1080, снимок экрана уменьшен до 640x360. Масштаб карточки регулируется "Ctrl+Колесо мыши".
1) Начало ввода
снимок экрана 01
2) Вводим ответ
снимок экрана 02
3) Ответ правильный
снимок экрана 03
4) Ответ неправильный
4.1) Замена буквы "вход > ввод"
4.2) Добавление буквы "блок > блоки"
4.3) Пропуск буквы "инструкций > инструций"
снимок экрана 04
Недостатки карточек
Главный недостаток на мой взгляд не технический, то есть он не относится к программному обеспечению. Anki показывает где была допущена ошибка. Если ответ правильный, то не будет стрелки вниз и дублирования записи с исправлением, что видно на снимках экрана между правильным и неправильным ответом. Не обязательно ориентироваться на красные и серые цвета в обозначении букв, они нужны лишь для того, чтобы определить в чём была ошибка.
Проблема в самом тексте для карточек, то есть его составитель может написать то, как он понимает эту тему. Запоминать такое иногда не только не полезно, но и вредно, так как каждый человек думает по своему. Понадобится огромное количество времени и усилий, чтобы составить хороший набор карточек не содержащий лишнее, но в то же время имеющий всё необходимое без упущения смысла.
Для примера, если есть "переменная", то есть и "постоянная". Но что такое "переменная" и "постоянная"? Очевидно это "величины". Потому полное название лично для меня звучит как "переменная величина" и "постоянная величина" и два понятия имеют взаимосвязь заключающуюся в слове "величина". Упуская эту взаимосвязь упускаем смысл.
1) переменная величина
2) постоянная величина
Далее идёт уточнение, "переменная" чего? "Переменная типа". "Переменная типа" чего? "Переменная типа данных". Для связи с "постоянной" уточняем как "переменная величина типа данных".
1) переменная величина типа данных
2) постоянная величина типа данных
Другой пример ветвление, из википедии.
1) условный оператор с одной ветвью (if then)
2) условный оператор с двумя ветвями (if then else)
3) условный оператор с несколькими условиями (if then elseif[1..*] else)
Две ветви во втором случае не равноценны. Вторая по сути исполняется тогда, когда не исполняется первая. В следствии этого ставится под сомнение и название первого случая.
Собственно говоря всё это вопрос формулировок. Кто-то может не согласиться с моими рассуждениями и я сам могу со временем поменять мнение. Таким образом создание и совершенствование набора карточек это очень долгий и сложный процесс.
Получение специализации по карточкам
Можно ли обрести специализацию с использованием карточек?
По факту карточки созданы для изучения теории. Можно создавать карточки в стиле решения задач и условно назвать это практикой. Но это сработает лишь в том случае, если есть один относительно простой вариант ответа. Потому для полноценной практики карточки имеют ограниченное применение, но всё же это возможно.
Если же под специализацией понимать теоретический курс, то здесь особых ограничений нет. Можно создавать курсы вроде:
1) синтаксис c++
2) синтаксис lua
3) идиомы программирования
4) шаблоны проектирования
И тому подобное, включая подразделы. Прошедший этот курс человек может условно считаться специалистом по теории в данной области. Успешность ответов так же поможет узнать какой его процент прогресса.
Вася Пупкин
1) синтаксис c++ (83%)
2) синтаксис lua (71%)
Иван Иванов
1) синтаксис c++ (98%)
2) синтаксис lua (3%)
Опять же на мой взгляд это надёжнее, чем задавать вопросы устно, так как ответы чётко обозначены и вопросов может быть на несколько порядков больше.
Прочие мысли
В общем мне уже надоело писать этот топик, потому высказывайте свои мысли по теме, кидайте ссылки на интересные вопросы, вроде топ вопросов на интервью и тому подобное, или критикуйте их за несостоятельность. Почему карточки это хорошо? Почему карточки это плохо? Может ли продвинутый набор карточек полностью заменить учебники, а так же учителей? Ну и всё в таком роде.
V>В связи с недавней темой про образование и психологию учащихся возникли споры о том, можно ли новичку выучиться с помощью готовых карточек, то есть фактически без преподавателя.
Не всему.
Иностранному языку — можно.
знание овер 95% слов позволяет понимать иностранный текст.
Программирование — это планирование.
С помощью карточек планированию не научишься — другая программа нужна.
Которая учит составлять правильную последовательность действий.
Независимо от конкретной задачи.
Для любой задачи это надо уметь делать.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
В продолжение темы...
1) Категории и понятия
2) Иностранные языки
3) Метки (теги)
Категории и понятия
Можно оформить карточки в виде вопроса и ответа, но есть минусы:
1) В вопросе слишком много лишних слов
Например пишут (потырено):
Вопрос: Как зовут создателя языка программирования C++?
Ответ: Страуструп Бьерн
Нужно ли писать слова "как зовут", а так же его подобия для данного случая, вроде "назовите", "напечатайте" и так далее. Всё это заставляет тестируемого каждый раз читать эти лишние слова. Если будет 1000 вопросов, то соответственно придётся прочитать каждое лишнее слово 1000 раз. Знак вопроса тоже не обязателен, как впрочем и точка или восклицательный знак.
Другое дело нужно ли писать "язык программирования"? Перепутает ли кто-то понятие "c++" с каким-либо другим? Здесь я введу для "полных имён понятий" принцип "минимальной достаточности". Так же остаётся вопрос писать ли всё с маленькой буквы, то есть в нижнем регистре и только там где невозможно использовать верхний, или же ориентироваться на верхний регистр.
В итоге после всех сокращений получаем:
Вопрос: создатель с++
Ответ: страуструп бьерн
2) Сам по себе вопрос не несёт в себе структуру
Предположим "полное минимально достаточное имя" понятия "шаблон проектирования интерфейс". Если сказать "интерфейс", то непонятно, что это такое. Возможно это "открытая часть класса", "графический интерфейс", "сетевой интерфейс" и многое другое. Так же недостаточно сказать "шаблон интерфейс" или "проектирование интерфейс", хотя это уже лучше.
Следовательно помимо полных достаточных имён нужно иметь категорию в котором состоит это понятие. Неявно "шаблон проектирования интерфейс" относится к теме программирования, то есть это не математика или что-либо подобное. При этом слово "проектирование" имеет приоритет над словом "шаблон".
Дело ещё и в том, что проектирование в программировании относится к ключевым процессам разработки программного обеспечения. Сам же "шаблон проектирования интерфейс" относится к основным шаблонам проектирования.
Таким образом получаем полный путь категории вместе с понятием:
По своей сути они обозначают одно и тоже, но "полное минимально достаточное имя" понятия строится не из всех слов "категории". Или можно сказать наоборот, все слова из "полного минимально достаточного имени" понятия используются для построения "категории".
Создаём карточки
Для начала нужно перестроить колоду, а потом создать карточки по иному принципу.
Идея номер один на сегодняшний день. Если есть "название" понятия и некий текст или код представляющее "содержимое", тогда:
1) от "названия" к содержимому" учимся воспроизводить "содержимое" по "названию"
2) от "содержимого" к "названию" учимся узнавать "название" по "содержимому"
По сути, первое это написание кода используя знакомые идеи, а второе это разбор кода для преобразования его в идеи.
1) Ввожу тип записей "Понятия (многострочный ввод)"
снимок экрана 01
Для того, чтобы не путать с другим типом записи "Понятия (однострочный ввод)" для лингвистики. Хотя не факт, что для языкознания этого хватит, но это пока что не сильно важно.
2) Пересоздаю поля
1: Категория
2: Название
3: Содержимое
3) Добавляю два типа карточек, первую называю "Лицевая", вторую "Обратная"
снимок экрана 02
4) Устанавливаю "Шаблон лица"
Для лицевой карточки
{{Название}}
[[typebox:Содержимое]]
{{Категория}}
Для обратной карточки
{{Содержимое}}
[[type:Название]]
{{Категория}}
5) "Шаблон оборота" для обоих карточек ставлю один и тот же
Соответственно при разрешении 1920x1080 при настройках масштаба интерфейса Anki 135%
1) Так выглядит "Лицевая" карточка
Вопрос
снимок экрана 03
Ответ
снимок экрана 04
2) А так "Обратная" Карточка
Вопрос
снимок экрана 05
Ответ
снимок экрана 06
По причинам в которых мне не охота разбираться однострочное поле обратной карточки конфликтует с дополнением Multi-Line Type Answer Box при попытке установить CSS, потому в данном случае оно остаётся белым.
Фильтрованные колоды
В итоге возникает проблема, обратная карточка является подсказкой для лицевой и наоборот. Проблему можно решить создав две фильтрованные колоды.
1) Выбираю
Инструменты > Создать фильтрованную колоду
2) В фильтре поиска ввожу
deck:"программирование" card:"Лицевая"
3) Количество 99999
4) Выбранных "В порядке добавления"
5) Сборка
6) Переименовываю колоду "программирование (лицевая)"
И обратная колода почти точно так же.
1) Выбираю
Инструменты > Создать фильтрованную колоду
2) В фильтре поиска ввожу
deck:"программирование" card:"Обратная"
3) Количество 99999
4) Выбранных "В порядке добавления"
5) Сборка
6) Переименовываю колоду "программирование (обратная)"
Таким образом получаем возможность учить, перестраивать и очищать колоды.
1) Учить это пройтись по карточкам текущей колоды отвечая на вопросы
2) Перестроить это заполнить список карточек заново взяв их из оригинальной колоды
3) Очистить это удалить карточки из этой колоды и вернуть их в оригинальную колоду
Лицевая фильтрованная колода
снимок экрана 07
Обратная фильтрованная колода
снимок экрана 08
Фильтрованные колоды очищены
снимок экрана 09
Фильтрованные колоды перестроены
снимок экрана 10
Прочие мысли
Далее нужно подумать над содержимым, над тем, что оно из себя представляет и для чего предназначено.
Сегодня запишу две идеи
1) Топ 4 Техники обучения
2) Ви́дение картины происходящего
Топ 4 Техники обучения
1) Успокаивающая техника дыхания
2) Запись потока сознания
3) Оформление структуры документа
4) Карточки интервальных повторений
Есть ли ещё какие-либо топовые техники обучения? Может и есть, но я их не знаю или не помню. Если кто знает может дополнить этот список. Так же стоит отметить, что эти техники обучения идут в порядке применения.
1) Успокаивающая техника дыхания
Существует большое количество техник дыхания. Какие-то прокачивают лёгкие, другие помогают засыпать, некоторые могут искусственно вызвать чувства. Успокаивающая техника дыхания стыренная у китайцев напротив убирает чувства, вроде страха, паники, злобы, ярости, радости, вдохновения и так далее. Время достижения эффекта несколько секунд.
По сути она не относится непосредственно к обучению, тем не менее делать что-то в спокойном состоянии гораздо проще. Потому я бы отнёс её к топ 1 неочевидных приёмов относящихся к обучению.
2) Запись потока сознания
Ранее эта техника обучения была невозможна в том виде в котором я её подразумеваю, но с развитием электроники теперь существует несколько способов.
1) Работа с компьютером
требуется программа OBS и стримерские наушники с микрофоном
2) Работа в пространстве
требуется смартфон или видеокамера (как вариант экшн-камера) с возможностью записи звука
Суть метода во включении видеозаписи и непосредственная работа с объектом в ходе которой нужно давать голосовые комментарии. Голосовые комментарии универсальны, а вот с компьютером съёмка видео будет производиться с экрана, тогда как со смартфоном или камерой вид может быть от первого лица.
Преимущество в том, что
1) можно будет повторно посмотреть и послушать то, что делал, что позволяет анализировать работу по видео и собственный поток сознания во время неё за счёт собственных комментариев.
2) работа с голосовыми комментариями увеличивает мотивацию.
3) меньше вероятность зависнуть, то есть перестать думать
4) или зациклиться на одной мысли повторяя её раз за разом,
5) а так же потерять мысль.
Недостаток может проявиться
1) в косноязычии, если описывать происходящее в стиле "я беру вот эту штуку и добавляю её вот сюда". В этом случае лишь прослушиванием без просмотра видео не обойтись.
2) ещё два недостатка в длительности необходимой для повтора
3) а так же в содержании огромного количества лишней информации, так как запись производится во время обучения или работы и не урезана до минимально необходимой.
3) Оформление структуры документа
Это просто набор правил для оформления документа, которые превращают его в структуру для записи знаний.
Используются
1) Оглавления и заголовки
2) Перекрёстные ссылки
3) Стили форматирования абзаца и символа
4) Гиперссылки
5) Символьные разделители строк
И всё в таком роде. Особого смысла задумываться пока над этим нет, так как "карточки интервальных повторений" в любом случае будут повторять эту структуру для "целостного ви́дения картины происходящего".
4) Карточки интервальных повторений
И наконец карточки интервальных повторений. Тема как раз про них и про то можно ли с помощью них чему-либо обучиться. Многие о них говорят, но мало кто пробует. А если и пробует чужую карточку, то начинают дико плеваться.
И это можно понять. Я как вижу карточки на иностранном языке сразу их закрываю. Или карточки в которых просто показывается ответ без компьютерной проверки. Это мне напоминает анекдот в котором джентльмены верят друг другу на слово.
В любом случае это техника топ 4, просто ей пока не умеют пользоваться.
Ви́дение картины происходящего
1) Детальное ви́дение
2) Целостное ви́дение
Очень может быть, что успех или неудача в делах зависят от ви́дения картины происходящего. Я разделю детальное и целостное ви́дения.
1) Детальное ви́дение
Детальное видение будет представлять собой карточку, но в Anki не всё так просто. В ней есть записи в которых находятся карточки, те же лицевые, или лицевые и обратные как у меня или любые другие. Не буду изобретать что-то новое, так как пока важны лишь принципы, потому возьму шаблон проектирования интерфейс c++.
Одна запись автоматически создаёт две карточки используя индивидуальные шаблоны оформления для каждой карточки. Тип записи создаётся самим пользователем.
В данном случае "Название" и "Содержимое" являются вопросами и ответами, которые меняются местами, но что такое "Категория", учитывая, что она отображена, но не участвует в формировании карточки. И вот "Категория" как раз и представляет собой не детальное, а целостное ви́дение.
Возникает вопрос, можно ли сформировать детальное ви́дение до целостного или наоборот, целостное до детального? Во время чтения книги, статьи, спецификации или кода происходит в первую очередь формирование детального, а не целостного ви́дения.
Причём факты захватываемые сознанием в этом случае хаотичны. И что в худшую сторону отличает читаемый текст от карточки, так это отсутствие "обратной связи". Карточка с набором текста потребует на вопрос точный ввод от пользователя, тогда как на чтении сознание может попросту отключиться и пропустить все важные и неважные мысли.
2) Целостное ви́дение
Прежде чем начать произведу небольшие настройки.
1) Устанавлю расширение LibreOffice Wrtier:
+ BBkode
Способ использования: Сервис > Дополнения > BBcode
2) Стиль форматирования абзаца: Базовый
Так как производный стиль "Основной текст" занят цветовой расцветкой
3) Стиль форматирования символа: Выделение (жирный+курсив)
Варианты записи и сортировки категорий:
1) только "Категория" на русском
Самый компактный первый вариант, его же проще всего упорядочивать. Но в нём отсутствует как полное русское "Название" понятия, так и английская версия "Категории" и "Названия" понятия. Позже это может крайне негативно сказаться на качестве собираемой информации.
Третий же вариант сложнее упорядочивать и он занимает больше места на экране, но зато полученная информация наиболее полна. Так же есть идея использовать символьный разделитель строк, но это ещё больше увеличивает объём информации по вертикали.
Так же стоит подумать
1) нужно ли полям карточки сложное форматирование или хватит плоского текста
2) стоит ли заполнять карточки без содержимого, то есть для первичного целостного ви́дения без детализации
Сегодня будут рассмотрены следующие темы:
1) Фильтрованные подколоды
2) Внешний редактор колод
3) Экспортирование колод
4) Одноязычные поля карточек
5) Импортирование колод
6) Многоязычные колоды
Фильтрованные подколоды
1) Переименовываю колоду "программирование (лицевая)" в "программирование::лицевая"
снимок экрана 01
2) Переименовываю колоду "программирование (обратная)" в "программирование::обратная"
Теперь фильтрованные колоды выглядят как подколоды.
снимок экрана 02
Внешний редактор колод
Оригинальный редактор Anki выглядит так (Обзор)
снимок экрана 03
Это несколько отличается от редактирования в табличных редакторах.
Во внутреннем редакторе:
1) Отображаются все карточки записей, а не просто записи (без фильтрации)
2) Столбцы отображают не поля записей, а "Поле сортировки", "Карточка", что не даёт редактировать поля записей без выбора карточки.
Воспользуюсь внешним табличным редактором LibreOffice Calc.
Экспортирование колод
1) Экспортирую колоду "Файл > Экспортировать"
2) Формат экспорта "Записи в текст (*.txt)"
3) Содержит "программирование"
4) Вместе с метками "включено"
5) Вместе с HTML и ссылками на медиафайлы "включено"
6) Имя файла "программирование.txt"
Содержимое файла:
/основные/интерфейс/c++ интерфейс c++ class Interface<br>{<br>public:<br> virtual ~Interface(){}<br> virtual void method() = 0;<br>}; patterns
/основные/свойство/c++ свойство c++ property... patterns
Формат файла:
1) В каждой строке ровно одна запись
2) В конце файла нет пустой строки
3) Разделителем является табуляция
4) Четыре пробела преобразовались в " "
5) Перенос строки "<br>"
1) Открываю файл с помощю LibreOffice Calc
снимок экрана 04
2) Разделитель только табуляция
3) Кодировка "Unicode (UTF-8)"
4) Язык "Стандарт — Русский"
5) Прочие параметры сделаны пустыми
6) Сохраняю файл "Файл > Сохранить > Использовать формат ODF"
7) Имя файла "anki.ods"
Внутри anki.ods теперь есть один лист с названием "программирование" олицетворяющий соответствующую колоду.
снимок экрана 05
Одноязычные поля карточек
Далее нужно заполнить карточки содержимым, но есть проблема. Если поле ответа содержит в себе символы из разных алфавитов, то это заставляет переключать раскладку клавиатуры. Тем самым это влечёт увеличение времени на тестирование, а так же заставляет совершать бессмысленные ошибки.
Метку "patterns" заменю на "шаблоны", а "Содержимое" кроме интерфейса на строку "test".
Поле "Название"
шаблон проектирование интерфейс си++
шаблон проектирование делегирование си++
шаблон проектирование неизменяемый интерфейс си++
шаблон проектирование маркер интерфейс си++
шаблон проектирование контейнер свойств си++
шаблон проектирование канал событий си++
Импортирование колод
1) Для импортирования колод выделяю поля в LibreOffice Calc
снимок экрана 06
2) Сохраняю их в текстовом редакторе в файл "программирование.txt" не оставляя последней строчки
снимок экрана 07
3) Удаляю в Anki все карточки из колоды "программирование"
Обзор >
* выбрать колоду "программирование"
* Править > Выделить всё
* Записи > Удалить
4) Импортирую файл "программирование.txt"
Файл > Импортировать > программирование.txt
5) Выбираю тип записи "Понятия (многострочный ввод)
6) Колода "программирование"
7) Поля разделены "Символы табуляции"
8) Разрешить HTML в полях "включить"
снимок экрана 08
9) Нажать кнопку "Импортировать"
Вот и всё, импортирование прошло успешно, все примеры работают.
Многоязычные колоды
Но что насчёт многоязычных колод? Некоторые люди создают одну запись, но используют внутри неё разные карточки для разговорных языков. Я пока что пойду другим путём.
1) В LibreOffice Calc скопирую столбцы ABCD (русская колода) в EFGH (английская колода)
2) Перевожу "Категории"
design pattern interface c++
design pattern delegation c++
design pattern immutable interface c++
design pattern marker interface c++
design pattern property container c++
design pattern event channel c++
4) Меняю метку с "шаблоны" на "patterns"
5) Выделяю поля столбцов EFGH и копирую текст
снимок экрана 09
6) Сохраняю текст в файл "programming.txt"
снимок экрана 10
7) В Anki создаю колоду "programming"
кнопка "Создать колоду"
8) Аналогично импорту русской колоды импортирую английскую, но
* выбираю файл импорта "programming.txt"
* и колоду для импорта "programming"
В итоге получаю две колоды:
1) programming
2) программирование
снимок экрана 11
Каждая содержит карточки на своём разговорном языке.
Замечание: Возможно стоило бы переименовать тип записи и типы карточек на английский язык.
Прочие мысли
На сегодня размышления над карточками подошли к концу. Пока что всё написанное относится к настройке колод и карточек, но не имеет отношения к их содержимому. Насчёт последнего у меня есть кое-какие мысли, но об этом в другой раз.
Здравствуйте, velkin, Вы писали:
V>В связи с недавней темой про образование и психологию учащихся возникли споры о том, можно ли новичку выучиться с помощью готовых карточек, то есть фактически без преподавателя.
Мне кажется, это хорошая тема, если надо натаскаться перед собесом, чтобы отвечать на вопросы, требующие "перечисления", типа:
— Перечислите свойства транзакций
— Перечислите уровни изоляции транзакций и проблемы, ими решаемые
— Перечислите виды пропагации транзакций
— Перечислите методы класса Object
— Перечислите максимально подробно иерархию классов и интерфейсов коллекций и мапов
— Перечислите О-большое для всех видов операций всех типов данных, которые знаете (и не забудьте обосновать)
— Перечислите, какие исключения знаете
— Перечислите HTTP-методы
— Перечислите все знакомые вам паттерны
— Перечислите команды докера
— Перечислите команды линукса
— Перечислите версии Джавы (и что добавили в каждой из них)
— Перечислите дистрибутивы Линукса и их ключевые отличия
— Перечислите состояния JPA-сущности
— Перечислите состояния потока
— Перечислите аннотации Mockito
— Перечислите аннотации Спринга
— Перечислите примитивы Java Concurrent
— Перечислите виды и методы стримов в Джаве
— Перечислите тэги HTML
— Перечислите стилевые свойства CSS
Я как-то пробовал сделать для себя карточки в виде презентации для подготовки к собесам по Джаве: http://files.rsdn.org/59228/Java%20-%20Basic%20Knowledge.pptx
Но отсутствие на них интерактива снижает эффективность обучения и вообще тяжело зубрить по слайдам, поэтому я забросил развитие этих слайдов, хотя тема важная, потому что на многих серьезных собесах эти вещи спрашивают.
Поэтому интерактивные карточки — это прям то что надо, возможно я попробую "перенести" на них всю вышеперечисленную инфу.
Продолжаю тему обучения с помощью карточек. Сегодня речь пойдёт о видах карточек.
Виды карточек:
1) определить признаки понятия
2) перечислить список понятий
3) решить поставленную задачу
4) ответить на вопрос
5) вывести готовое решение
Виды карточек
Поля записи снова поменялись:
1) Было добавлено поле тип карточки (оно же вид).
2) Названия полей переведены на английский.
1:Category
2:Type
3:Name
4:Content
снимок экрана 01
Порядок полей не слишком важен для внутреннего редактора Anki, но учитывая сопоставление полей при импорте из LibreOffice Calc поле "Type" было поставлено на второе место, то есть оно на первом месте сразу после категории.
Поле "Type" нужно для обозначения типа карточки:
1) Влияет на формат поля "Name" и "Content"
2) Не влияет на формат поля "Category"
В шаблоне лица используются двойные треугольные кавычки, это способ подражать стереотипу UML.
Рассматриваемые варианты:
1) Треугольные кавычки один раз
<тип карточки>
название карточки
2) Треугольные кавычки два раза
<<тип карточки>>
название карточки
3) Двойные треугольные кавычки
«тип карточки»
название карточки
В итоге выбор пал на двойные треугольные кавычки.
1) Вид карточки "определить признаки понятия"
Данный вид карточек позволяет выучить существенные и если нужно несущественные признаки понятия. Сама карточка представляет собой понятие, а то что находится внутри содержимого признаки.
[Виноградов, Кузьмин — Логика. Учебник для средней школы (1954)]
Определение понятия есть такое логическое действие, в процессе которого раскрывается содержание понятия.
Раскрыть содержание понятия — это значит указать его существенные признаки. Определением понятия называется также результат указанного действия.
Каждый предмет имеет бесконечное число признаков, и пытаться указать все признаки предмета невозможно. Определение содержит в себе лишь такие признаки, которые, являясь существенными, отграничивают понятие от других понятий.
В основе признаков "Понятия".
Преимущества:
*) компактный внешний вид
*) минимальные усилия при наборе текста
Недостатки:
*) не разделяет признаки по категориям
*) проблемы при вводе длинных признаков
В основе признаков "Категории".
Преимущества:
*) компактный внешний вид
*) разделяет признаки по категориям
Недостатки:
*) проблемы при вводе имён признаков
*) проблемы при вводе длинных признаков
3) Иерархический полный вид содержимого без отступов
В основе признаков "Категории".
Преимущества:
*) разделяет признаки по категориям
*) улучшенная читаемость
Недостатки:
*) проблемы при вводе имён признаков
*) дополнительные усилия при наборе текста
5) Иерархический полный вид содержимого с переносом строк
В основе признаков "Категории".
Преимущества:
*) разделяет признаки по категориям
*) признаки чётко разделены в пространстве
Недостатки:
*) проблемы при вводе имён признаков
*) занимает много места по горизонтали
*.1) рассеивает внимание пользователя
*.2) уменьшает количество вводимых строк без прокрутки поля ввода
6) Псевдо иерархический сокращённый вид содержимого
параметры входящие: уменьшаемое вычитаемое
параметры исходящие: разность
операция обратная: сумма
Тоже самое, что и второй вариант, но вместо символа косой черты используется пробел.
Преимущества и недостатки не столь важны, потому нет смысла их детально продумывать. Важно лишь выбрать наилучший способ описания. Хотя иерархию описывать сложнее из-за того, что требуется набирать символ косой черты '/' как разделитель, всё же это более эффективный способ привести мысли в порядок.
Так же нигде не были явно указаны нумерованные (1;2.;3)) и ненумерованные (*;*.;*)) списки. В любом случае текст идёт последовательно, следовательно порядок всегда присутствует по умолчанию, даже если никак не обозначен. Потому вопрос его явного написания связан с лишними действиями.
«определить признаки понятия»
овервотч ангел
здоровье суммарное: 200
здоровье базовое: 200
защита броня: 0
защита щиты: 0
удар быстрый: 30
скорость передвижения: 5.5
исцеление: 55
...
/компьютер/игры/шутеры/овервотч/персонажи/ангел
2) Вид карточки "перечислить список понятий"
Главное отличие от предыдущей карточки в том, что в ней перечисляются сами понятия, а не признаки понятий. Это может быть удобно для запоминания различных линейных или иерархических списков.
1) Линейный сокращённый ненумерованный список
понятие понятие понятие
2) Линейный полный ненумерованный список
понятие
понятие
понятие
3) Линейный полный ненумерованный список обозначенный звёздочкой
* понятие
* понятие
* понятие
4) Линейный полный нумерованный список обозначенный круглой скобкой
1) понятие
2) понятие
3) понятие
5) Линейный полный нумерованный список обозначенный точкой
В отличие от двух предыдущих карточек цель данной карточки дать пользователю задачу и получить на неё ответ. Сам ответ запоминать не нужно и задача должна быть решена правильно с первого раза, потому лучше использовать ответ в простой форме, например, в виде чисел без явного обозначения единиц. Так же стоит отметить, что обратная карточка лишена смысла.
Пример карточки "вычисление яблок у миши"
«решить поставленную задачу»
вычисление яблок у миши
входящая информация:
1) Миша имеет 10 яблок.
2) Миша отдал 3 яблока Маше.
исходящая информация:
1) Вычислите сколько яблок в штуках осталось у Миши?
7
/математика/арифметика/задача/вычисление/яблоки/миша
Пример карточки "вычисление объёма комнаты"
«решить поставленную задачу»
вычисление объёма комнаты
входящая информация:
1) Длина комнаты 4 метра.
2) Ширина комнаты 2.5 метра.
3) Высота комнаты 2.7 метра.
исходящая информация:
1) Вычислите объём комнаты в кубических метрах?
27
/математика/геометрия/задача/вычисление/объём/комната
4) Вид карточки "ответить на вопрос"
Цель данной карточки ответить на вопрос заученной фразой. Вопросы могут пересекаться с карточками "определить признаки понятия" или "перечислить список понятий". Тогда стоит избегать задавать подобные вопросы являющиеся лишь частным случаем общего.
Для примера, "Какова молярная масса водорода?". Вместо этого лучше использовать карточку "определить признаки понятия" для понятия "атом водорода", в котором молярная масса один из признаков.
Главные члены предложения:
1) Подлежащее — отвечает на вопросы кто? что?
2) Сказуемое — отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков?
Второстепенные члены предложения:
1) Определение — обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: какой? чей?
2) Обстоятельство — обозначает время, место, способ действия. Отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?
3) Дополнение — обозначает предмет. Отвечает на вопросы косвенных падежей существительных кого, чего? кому, чему? кого, что? кем, чем? о ком, о чём?
Смысл вопросов:
1) почему-потому (зачем-затем, отчего-оттого) объясняющие предпосылки
2) когда (...) время действия
3) где (куда, откуда) положение в пространстве
4) как (...) способ достижения
«ответить на вопрос»
зачем нужен виртуальный деструктор?
Он диструктирует таких как ты, ага...
/программирование/./деструктор/виртуальный
Преимущества этой карточки в том, что она не требует структуризации. Но это так же и недостаток, так как количество карточек в колоде по частным случаям резко возрастает, а ответ может быть абсолютно любым. Создание подобных карточек лично я бы отнёс к несистематизированному обучению.
5) Вид карточки "вывести готовое решение"
Готовое решение может быть
1) кодом
2) псевдокодом
3) псевдографикой
4) рецептом
и многим другим.
Цель данной карточки запоминать свои или чужие наработки. В отличие от других карточек она не должна следовать определённому формату содержимого. На вопрос нужно ли вводить множество видов карточек для каждого типа решений ответ скорее нет, чем да. Общая идея разных видов карточек в их предназначении, а не в формате. Впрочем пока это всего лишь первые прикидки по видам карточек и всё может измениться.
Определение взаимосвязей между видами карточек прежде всего нужно для преобразования одного вида карточек в другой вид карточек.
Наличие обратных карточек по видам карточек
Для начала определим какие карточки имеют обратные, а какие нет:
1) Можно ли по определению признаков понятия вспомнить название? Да.
2) Можно ли по перечислению списка понятий вспомнить название? Да.
3) Можно ли по ответу задачи догадаться, что это была за задача, и нужно ли воспроизводить её постановку? Нет.
4) Можно ли по полному ответу вспомнить какой был вопрос? Да.
5) И наконец можно ли по готовому решению вспомнить название? Да.
Таблица "Наличие обратных карточек по видам карточек"
№
вид карточки
обратная карточка
1
определить признаки понятия
да
2
перечислить список понятий
да
3
решить поставленную задачу
нет
4
ответить на вопрос
да
5
вывести готовое решение
да
Таким образом вид карточки "решить поставленную задачу" занимает особое положение. Это вовсе не значит, что у неё нет взаимосвязей с другими видами карточек.
Сочетания взаимосвязей между видами карточек
1) признаки, понятия и решения
1.1) определить признаки понятия — перечислить список понятий
1.2) определить признаки понятия — вывести готовое решение
1.3) перечислить список понятий — вывести готовое решение
2) ответить на вопрос без решения поставленной задачи
2.1) ответить на вопрос — определить признаки понятия
2.2) ответить на вопрос — перечислить список понятий
2.3) ответить на вопрос — вывести готовое решение
3) решить поставленную задачу
3.1) решить поставленную задачу — определить признаки понятия
3.2) решить поставленную задачу — перечислить список понятий
3.3) решить поставленную задачу — вывести готовое решение
3.4) решить поставленную задачу — ответить на вопрос
1) признаки, понятия и решения
Рассматриваются взаимосвязи между видами карточек:
1) определить признаки понятия
2) перечислить список понятий
3) вывести готовое решение
1.1) определить признаки понятия — перечислить список понятий
Перечисляемый список понятий становится признаком в определении понятия и наоборот.
Шаблон:
«определить признаки понятия»
понятие
признак: перечисление
/категории
«перечислить список понятий»
признак понятия
перечисление
/категории
1.3) перечислить список понятий — вывести готовое решение
1) Определение признаков понятия — вид карточки собирающей другие виды карточек.
2) Перечислить список понятий — частный случай признака понятий, имеет формат.
3) Вывести готовое решение — частный случай признака понятий, не имеет формата.
любое решение в том числе алгоритм (код, псевдокод, псевдографика, рецепт)
Если перечисление списка понятий является готовым решением, то между ними уместно преобразование. Но поскольку перечисление списка понятий имеет формат, а вывести готовое решение нет, то уместно вести преобразование в одну сторону, от отсутствия формата к имеющему формат, в противном случае существование форматированного вида карточки не имеет смысла.
вывести готовое решение => перечислить список понятий
Хотя в общем случае такое преобразование из алгоритма в перечисление понятий не уместно и добавлено лишь для описания всех сочетаний вариантов взаимосвязей.
2) ответить на вопрос без решения поставленной задачи
Рассматриваются взаимосвязи с видом карточки ответить на вопрос без решения поставленной задачи.
2.1) ответить на вопрос — определить признаки понятия
Ответ на вопрос становится признаком в определении понятия и наоборот.
Шаблон:
«ответить на вопрос»
вопрос по признаку понятия
ответ
/категории
«определить признаки понятия»
понятие
признак: ответ
/категории
Пример 1:
«ответить на вопрос»
столица россии?
москва
/страны/россия/столица
«определить признаки понятия»
страна россия
столица: москва
/страны/россия
Пример 2:
«ответить на вопрос»
назначение виртуального деструктора в си++?
чтобы деструктурировать таких как ты
/деструктор/виртуальный/си++/назначение
«определить признаки понятия»
виртуальный деструктор си++
назначение: чтобы деструктурировать таких как ты
/деструктор/виртуальный/си++
2.2) ответить на вопрос — перечислить список понятий
Ответ на вопрос становится перечислением списка понятий и наоборот.
Шаблон:
«ответить на вопрос»
перечислите список понятий?
ответ
/категории
«перечислить список понятий»
список понятий
ответ
/категории
Пример:
«ответить на вопрос»
перечислите цвета радуги?
красный оранжевый жёлтый зелёный голубой синий фиолетовый
/радуга/цвета
«перечислить список понятий»
цвета радуги
красный оранжевый жёлтый зелёный голубой синий фиолетовый
/радуга
2.3) ответить на вопрос — вывести готовое решение
Ответ на вопрос становится готовым решением и наоборот.
Шаблон:
«ответить на вопрос»
выведите готовое решение?
ответ
/категории
«вывести готовое решение»
готовое решение
ответ
/категории
Рассматриваются взаимосвязи с видом карточки решить поставленную задачу.
В решении поставленной задачи используются информация из карточек другого типа.
«решить поставленную задачу»
вычисление объёма комнаты
входящая информация:
1) Длина комнаты 4 метра.
2) Ширина комнаты 2.5 метра.
3) Высота комнаты 2.7 метра.
исходящая информация:
1) Вычислите объём комнаты в кубических метрах?
27
/математика/геометрия/задача/вычисление/объём/комната
Для расчёта понадобится формула объёма параллелепипеда.
объём = длина * ширина * высота
3.1) решить поставленную задачу — определить признаки понятия
«определить признаки понятия»
объём параллелепипеда
формула объём: длина * ширина * высота
/параллелепипед/объём
3.2) решить поставленную задачу — перечислить список понятий
«перечислить список понятий»
формулы объёма
параллелепипед = длина * ширина * высота
цилиндр = ...
сфера = ...
/объём/формулы
3.3) решить поставленную задачу — вывести готовое решение
«вывести готовое решение»
вычислить объём параллелепипеда
длина * ширина * высота
/параллелепипед/объём/формула/решение
3.4) решить поставленную задачу — ответить на вопрос
«ответить на вопрос»
формула объёма параллелепипеда?
длина * ширина * высота
/параллелепипед/объём/формула/вопрос
Назначения взаимосвязей между видами карточек
Взаимосвязи нужны для преобразования одного вида карточек в другой.
Это позволяет:
1) уменьшить объём карточек, но увеличить их количество
2) увеличить объём карточек, но уменьшить их количество
3) использовать чужие карточки для формирования своих
Особый интерес представляет карточка вида "определить признаки понятия", которая уменьшает количество карточек за счёт преобразования других видов карточек в этот. При этом объём карточки растёт, но понимание так же увеличивается так как признаки понятий можно добавлять массово за счёт типизации самого понятия.
Карточка "решить поставленную задачу" имеет другое назначение, нежели "определить признаки понятия" и фактически две этих карточки могли бы стать главными для теории и практики. Остальные же виды своих или чужих карточек можно преобразовать в них. Хотя стоит помнить о том, что пока это чисто теоретическое предположение не подтверждённое на практике.
Главные виды карточек:
1) определить признаки понятия (теория)
2) решить поставленную задачу (практика)
Тема продолжается. Нужно ли записывать в неё если и не каждое действие, то большинство действий? Для сохранения нити рассуждений это желательно. К тому же тема создана в доказательство возможности обучения по карточкам и решение задачи так же важно как и ответ.
Создаём и заполняем карточки
HTML (от англ. HyperText Markup Language — «язык гипертекстовой разметки»)
Варианты полного названия:
1) гипертекстовой тег якорь
какой? гипертекстовой (прилагательное).
2) тег гипертекста якорь
чего? (гипертекста) (существительное).
Слово "тег" можно перевести на русский как и множество других понятий из программирования, но могут возникнуть проблемы с их опознанием при чтении сторонней литературы.
Пока буду использовать "гипертекстовой тег" как тип полного названия карточки, тогда как краткое название карточки "якорь".
01) [ru] столбец A - "Category"
02) [ru] столбец B - "Type"
03) [ru] столбец C - "Name"
04) [ru] столбец D - "Content"
05) [ru] столбец E - "метки"
06) [en] столбец F - "Category"
07) [en] столбец G - "Type"
08) [en] столбец H - "Name"
09) [en] столбец I - "Content"
10) [en] столбец J - "метки"
2) Выделяю столбцы FGHIJ.
3) Нажимаю правую кнопку мыши на заголовке столбца J.
4) Выбираю "Скрыть столбцы".
снимок экрана 01
5) Столбцы скрыты, после E сразу идёт K.
снимок экрана 02
6) В новой строке в столбце K добавляю тип полного названия карточки.
гипертекстовой тег
снимок экрана 03
7) В этой же строке в столбце L добавляют краткое название карточки.
якорь
снимок экрана 04
8) В этой же строке в столбце C добавляю формулу.
=CONCAT(K7;" ";L7)
снимок экрана 05
9) При сложении по формуле получаю строку "полного названия" карточки.
гипертекстовой тег якорь
10) В этой же строке в столбце M добавляю тег.
a
снимок экрана 06
11) В этой же строке в столбце D добавляю формулу.
=CONCAT("тег: ";M7)
12) При сложении по формуле получаю строку "содержимого" карточки.
тег: a
снимок экрана 07
К сожалению в этом случае нарушается правило "запрета использования разного алфавита в одном поле". Но фактически я могу избежать этого лишь в поле "полного названия" и поле "категории" карточки вида "определить признаки понятия", но не в поле "содержимое", где сочетаются разные признаки, но синтаксис всегда на английском. Для минимизации ущерба хотя бы сам синтаксис должен писаться лишь на одном языке. Если это псевдокод, а не код, то допустимо использовать только русский язык.
13) В этой же строке в столбце A добавляю категорию с расчётом на ручное дополнение до полного названия категории.
/программирование/языки/разметка/гипертекст/теги/
снимок экрана 08
Генерация содержимого в категориях сомнительное занятие. Такой формат изначально был создан, чтобы быстро менять одну категорию на любую другую. При этом могут быть добавлены и убраны не только основные группы, которые можно было бы генерировать, но и подгруппы, а так же полностью изменены понятия. Потому генерация категорий может быть сопряжена с определёнными сложностями, не говоря уже о том, что будут нужны столбцы, которые уже зарезервированы для генерации содержимого.
14) В этой же строке в столбце B добавляю вид карточки.
определить признаки понятия
15) Что касается столбца E зарезервированного для русских меток, то пока оставлю его пустым.
16) Копирую теги из
в редактор простого текста.
17) С помощью "Замены" и ручного редактирования избавляюсь от лишних элементов.
снимок экрана 09
18) Вставляю полученные в редакторе текста теги в столбец M.
снимок экрана 10
19) Копирую поля из строчки якоря в столбцы ABCDK.
снимок экрана 11
Копирование выполняется выделением правого нижнего края ячейки до появления курсора мыши в виде крестика и растягиванием диапазона на нужную область.
20) Подставляю теги из столбца M в адрес
https://webref.ru/html/*
и заполняю столбец L.
перевод тегов
тип документа !DOCTYPE
комментарии !-- --
якорь a
аббревиатура abbr
акроним acronym
адрес address
приложение applet
область area
статья article
в стороне aside
аудио audio
жирный шрифт b
основание base
основной шрифт basefont
двунаправленный изолятор bdi
двунаправленное перекрытие bdo
фоновая музыка bgsound
блок цитаты blockquote
большой шрифт big
тело body
мигание blink
перенос строки br
кнопка button
холст canvas
заголовок caption
середина center
цитировать cite
код code
колонка col
группа колонок colgroup
команда command
комментарий comment
список данных datalist
описание списка описаний dd
удалить del
подробности details
определение dfn
директория dir
раздел div
список описаний dl
термин списка описаний dt
акцент em
внедрение embed
набор полей формы fieldset
подпись рисунка figcaption
рисунок figure
шрифт font
форма form
нижний колонтитул footer
рамка frame
набор рамок frameset
заголовок 1 h1
заголовок 2 h2
заголовок 3 h3
заголовок 4 h4
заголовок 5 h5
заголовок 6 h6
голова head
верхний колонтитул header
группа заголовков hgroup
горизонтальная линейка hr
язык гипертекстовой разметки html
курсив i
встроенный фрейм iframe
изображение img
ввод input
вставить ins
индекс isindex
клавиатура kbd
генератор ключей keygen
метка label
легенда legend
пункт списка li
ссылка link
главный main
карта map
бегущая строка marquee
пометка mark
меню menu
метаданные meta
измеритель meter
навигация nav
без переноса строки nobr
без внедрения noembed
без рамок noframes
без сценарий noscript
объект object
упорядоченный список ol
группа выбора optgroup
выбор option
выход output
абзац p
параметр param
простой текст plaintext
преформатированный текст pre
прогресс progress
цитата q
скобки рубина rp
текст рубина rt
рубин ruby
зачёркнутый s
образец samp
сценарий script
раздел section
отбор select
маленький шрифт small
охватывать span
источник source
зачёркнутый strike
сильный strong
стиль style
нижний индекс sub
сводка summary
верхний индекс sup
таблица table
тело таблицы tbody
ячейка с данными таблицы td
область текста textarea
подвал таблицы tfoot
ячейка заголовка таблицы th
голова таблицы thead
время time
заголовок title
строка таблицы tr
текст телетайпа tt
невнятный u
неупорядоченный список ul
переменная var
видео video
перенос слов wbr
пример xmp
снимок экрана 12
Нужно учитывать, что этот предварительный перевод неправильный. При согласовании с категориями он будет сильно изменён.
21) Импортирую теги в Anki.
Формат экспорта: Пакет колод Anki (*.apkg)
Содержит: программирование
Вместе с расписанием: выключить
Вместе с медиафайлы: выключить
Импорт завершён.
131 запись добавлена, 0 записей обновлены, 0 записей не изменены.
Нужно её разархивировать и импортировать в Anki.
Так же обязательно требуется установленное дополнение Multi-Line Type Answer Box.
После установки дополнения перезагрузить Anki.
Эта колода не пригодна к употреблению из-за на халяву введённых данных и является всего лишь первым прототипом цель которого выявить методику заполнения больших колод. К примеру, если нужно заменить "гипертекстовой тег", на "гипертекстовый тег", это делается за несколько секунд. И это лишь одна из полезных техник.
Может показаться, что это из-за использования полей Anki или ячеек LibreOffice Calc, но это не совсем так.
Изучая файловую систему я понял, что хотя сама она вполне приемлема, но вот способ её отображения плохо подходит для многократного ручного изменения данных. Да, все привыкли к раскрывающимся спискам, когда данные из других закрытых подкатегорий изолируются от взгляда пользователя. Но даже если файлов миллионы для "целостного ви́дения картины происходящего" было бы выгоднее использовать именно линейный список в каждой строке которого отображается полный путь к файлу.
И это касается не только файловой системы, но любой её имитации, включая персональные органайзеры использующие файловую систему, файлы некоего формата (индивидуальный, xml и так далее) или базы данных.
Прокручивать линейный список имитирующий древовидный выгоднее, когда нужно перемещаться по всем данным. Не нужно совершать множественные клики, нужен лишь один клик мыши с зажатием и прокрутка движением мыши, а то и вовсе прокрутка колеса мыши без кликов.
Хотя стоит отметить, что поле категории "Category", как и поле полного названия понятия "Name" должны содержать уникальные данные, то есть являться уникальными идентификаторами. К содержимому "Content" или метке таких требований не предъявляется.
Вторая особенность это не использовать символы кроме символов алфавита в названиях категорий, подкатегорий и понятий находящихся в категории.
Согласно правилу следующие категории:
/категория первая/подкатегория первая/понятие первое
/категория первая/подкатегория первая/понятие второе
Не используются никакие разделительные символы вроде пробела или подчёркивания, а слова просто склеиваются.
Нумерованные категории в html тегах
В прошлый раз в тегах возникла небольшая проблема. При преобразовании в Anki поле "Category", которое является полем по которому производится сортировка, показывало наличие дубликатов.
снимок экрана 01
В LibreOffice Calc, в файле "anki.ods", в листе "программирование" заменил первое поле тегов
После импорта html тегов в колоду Anki проблем с дублированием поля "Category" больше нет.
снимок экрана 02
Этот способ вводить автоматическую временную нумерацию в категориях вместо ручного названия подкатегорий и понятий может сэкономить время на начальном этапе создания карточек.
Примечание:
1) Содержимое может иметь много признаков, потому нужно добавлять столбцы в конец справа.
2) Для перевода на английский столбцы начиная со столбца K чередуются, если это нужно.
(русский K)-(английский L) тип названия
(русский M)-(английский N) короткое название
(русский+английский O) содержимое
3) Так же введена расцветка текста по столбцам, чтобы легче было сопоставлять поля
* имеющих одинаковое происхождение на разных языках
* генерирующихся по формуле друг из друга
Под понятиями подразумевается широкий круг содержимого, включая перечисления понятий, готовые решения и многое другое.
2) Содержимое начинается со столбца O.
признак sign разрыв понятие concept окончание
рус. + + + +
анг. + + + +
01) O P Q R S T
02) U V W X Y Z
03) AA AB AC AD AE AF
04) AG AH AI AJ AK AL
05) AM AN AO AP AQ AR
06) AS AT AU AV AW AX
07) AY AZ BA BB BC BD
08) BE BF BG BH BI BJ
09) BK BL BM BN BO BP
10) BQ BR BS BT BU BV
11) BW BX BY BZ CA CB
12) CC CD CE CF CG CH
13) CI CJ CK CL CM CN
14) CO CP CQ CR CS CT
15) CU CV CW CX CY CZ
16) DA DB DC DD DE DF
3) Столбцы:
A)
/тест
B)
признаки понятия
C)
формула
=CONCAT(K139;" ";M139)
генерация
тест признаков
...
D)
формула содержимого из 16 признаков на русском языке
Теперь скопировав формулы в столбец D для русского языка и в столбец I для английского можно вводить до 16 признаков в диапазоне столбцов O-DF по схеме "признак sign разрыв понятие concept окончание".
Объединение и разъединение понятий и признаков
Предположим есть карточка операции вычитания:
«определить признаки понятия»
операция вычитание
параметры входящие: уменьшаемое вычитаемое
параметры исходящие: разность
операция обратная: сумма
/математика/арифметика/вычитание
«определить признаки понятия»
операции операции вычитания
обратная: сумма
/математика/арифметика/вычитание/операции
Таким образом можно объединять и разъединять карточки при этом складывая или раскладывая признаки по ним.
Это важно для:
1) Порядка признаков.
От более существенных (важных) к менее существенным.
2) Количества признаков.
* Чем больше признаков в понятии, тем больше нужно вводить за раз. Информация обладает большей связностью.
* Чем меньше признаков в понятии, тем меньше нужно вводить за раз. Информационный пакет легче запомнить.
Вопрос о формировании понятий и объёма их содержимого остаётся открытым. Тем не менее, метод объединения и разъединения понятий и их признаков должен позволить ввести понятия до конечной версии разделения. Это важно, поскольку позволяет добавлять понятия и признаки не думая о том, что цена последующих изменений будет слишком высока.
1) Выбираю
Инструменты > Управлять типами записей
2) Переименовываю тип записи
Понятия (многострочный ввод)
в английскую версию
Concepts (multiline)
3) Переименовываю тип записи
Понятия (однострочный ввод)
в английскую версию
Concepts (oneline)
снимок экрана 01
Идея в том, чтобы иметь один тип записи вне зависимости от используемого языка. Естественно в данном случае выбирается английский язык как наиболее универсальный. И поскольку это нужно только создателям карточек особых проблем не будет.
Добавление мультимедийных полей
Нужно добавить два типа полей:
1) статические и анимированные изображения (png, jpg, gif)
варианты: image (picture, visual, ...)
2) озвучка полных названий понятий голосом (mp3, wav, ...)
варианты: voice (speech, sound, ...)
Поля записей:
1: Category
2: Type
3: Name
4: Content
5: Image
6: Voice
Заполняю новые поля (кнопка "Прикрепить изображение, аудио, видео (F3)"):
1) В поле "Image" добавляю случайный gif файл
2) В поле "Voice" добавляю случайный mp3 файл
снимок экрана 02
Настройка шаблонов карточек
1) Удаляю обратную карточку, а лицевую переименовываю в
Face Card
Теперь существует лишь одна карточка на запись.
2) Шаблон лица
Внесены небольшие изменение для поддержки смартфонов.
1) Добавлены дополнительные поля Voice.
1: Category
2: Type
3: Name
4: Content
5: Image
6: Voice1
7: Voice2
8: Voice3
Где Voice1..3 озвучка Type, Name, Content.
2) Введены два типа карточек, learning и testing.
3) В шаблонах лица закомментировано поле Type, для экономии места на маленьком экране, но как содержимое записи оно по прежнему есть.
4) Шаблон лица learning.
deck:"программирование::язык::си++" card:"testing"
99999, в порядке добавления, не перепланировать
снимок экрана anki desktop testing 02
снимок экрана anki desktop testing 03
Данные в карточках неправильны и нужны лишь для примера. После проводится синхронизация стандартными средствами Anki в AnkiWeb, а потом из AnkiWeb в AnkiDroid установленный на смартфоне. В вертикальном и горизонтальном режиме карточки показываются более ли менее нормально. Хотя понятно, что до конечной версии всё будет изменено ещё много раз.
Карточки обучения работают везде:
снимок экрана anki android learning 04
снимок экрана anki android learning 05
А вот карточки испытания не работают, так как требуют плагина Multi-Line Type Answer Box, которого нет. Если бы поле было однострочное (oneline), тогда проблемы бы не возникло, так как в AnkiDroid есть специальная опция для этого.
снимок экрана anki android testing 06
снимок экрана anki android testing 07
Но даже если бы испытание и работало вводить многострочные данные на смартфоне было бы утомительно, потому не буду пока исследовать эту тему.
Синтез речи
Так же добавлен небольшой скрипт для генерации озвучки голосовым движком RHVoice.
После программы soundKonverter из wav файлов получатся mp3 файлы, которые и будут являться озвучкой полей Type, Name, Content. Сами файлы коллекции "программирование" находятся в директории:
Альтернативна озвучка облачными сервисами вместо локального синтезатора. Минус в том, что за них надо платить и то, что облачный сервис абсолютно не подконтролен пользователю. На данном этапе разработки карточек эта тема неактуальна.
Способы сделать многострочный ввод:
1) Использовать дополнение Multi-Line Type Answer Box.
Минусы: работает только в приложении Anki, не в AnkiDroid или где-нибудь ещё.
2) Создать своё дополнение.
Минусы: по сути тоже самое, что и предыдущий пункт, только надо ещё что-то делать самому.
3) Изменить код Anki.
Ещё хуже, нужно поставлять свою Anki, а в AnkiDroid и прочих программах работать не будет.
4) Использовать JavaScript в шаблонах карточек, так как Anki может работать с html/css/javascript.
А вот это уже интереснее, над этим стоит когда-нибудь подумать, но не прямо сейчас.
Тем не менее, ещё есть программа MyTestX и там только однострочный ввод. Автора как-то спросили, почему не делаешь многострочный ввод, на что он ответил, что вроде как ученикам будет сложно вводить много информации, есть вероятность ошибки и так далее.
Следующие кандидаты на исследование возможностей создания локальных колод с вводом:
Откуда взялся данный формат?
1) На смартфоне с Android 4.1.2 точка находится прямо на стандартной клавиатуре с алфавитом рядом с пробелом.
2) На смартфоне iPhone 4 точки рядом с алфавитом нет, но точку с пробелом можно получить нажав два раза пробел, если установлена соответствующая настройка. А две точки можно ввести сделав переключение на символы.
3) Так же есть новые Android и iPhone (iOS), а так же нестандартные клавиатуры, на которых точка может быть, а может не быть, но проблемы в её нажатии нет.
Итого, хотя такой формат ввода немного уродлив, зато позволяет использовать для проверки знаний смартфоны. Колоды становятся более универсальными и на смартфонах проще и быстрее набирать именно так. А при нажатии клавиши ввода происходит дальнейший переход, не нужно придумывать что-то ещё.
Стандартный размер карт для покера 63x88 мм (2,5"x3,5"). Однако многие казино и покер румы во всем мире используют карты для игры в бридж, размером 57х88 мм (2,25"x3,5"), потому что они удобнее в обращении и тасовании, чем более широкие карты для покера.
Идеально делимый
Предположим у карты есть некая пропорция ширины относительно высоты. Нужно составить из двух таких карт одну соединив их широкими краями и при этом получить ту же самую пропорцию.
В Anki под изображение у меня было выделено 30% по ширине справа. Испытания проводились на 16/9 дисплее и смартфоне с андроидом.
1) На дисплее есть дополнительно ограничение карточки сверху и снизу дополнительными элементами интерфейса, положение всегда горизонтальное.
2) На смартфоне помимо этих элементов интерфейса ещё и интерфейс самого андроида, положение горизонтальное или вертикальное.
Подставляя изображения разных пропорций больше всех мне понравилось 3/4, и оно самое последнее в списке. Потому не факт, что мне не приглянулось бы ещё более широкое изображение, если бы в таблице были такие пропорции.
Размеры сторон:
1) Размер файла векторного изображения практически не зависит от размеров её сторон.
2) Размер файла растрового изображения напротив зависит от размеров её сторон. Качество главным образом повышается за счёт увеличения размеров сторон изображения, при этом размер файла растёт.
На данный момент склоняюсь к размерам 600x800 пикселей, как для векторных изображений, так и для растровых.
Образ изображения карточки
Если понятие нельзя опознать по образу без текста на каком-либо языке (разговорном, программирования), следовательно образ оторван от реальности. Вычислить такие карточки довольно просто, достаточно стереть с неё этот самый текст.
Беру и рисую яблоко в программе Inkscape размером 600x800.
реальный образ яблока
А теперь образ яблока подменяю текстом и рамкой написанных от руки.
словесный образ яблока
Но что если стереть текст внутри рамки?
словесный образ яблока без текста
В итоге объект невозможно опознать. Но если бы я не умел распознавать русский язык, то даже текст не нужно было бы стирать. На японском яблоко выглядело бы так:
+-------+
| 林檎 |
+-------+
И я не способен распознать, что здесь написано. А всё дело в том, что у людей есть несколько видов мышления, но об этом ниже.
Пока же скажу, что люди любят переделывать всё в прямоугольнички с текстом, а ещё соединять это всё вместе линиями. Наглядный пример блок-схемы, диаграммы UML и прочее. По факту же они ничем не отличаются от кода и не помогают опознавать реальные объекты или оперировать процессами.
Перфекционизм снижает продуктивность создания карточек. Нужно понимать, что в подавляющем большинстве случаев не получится сразу создать совершенные карточки. Потому лучше сделать несколько несовершенных карточек, чем запланировать множество совершенных.
Минусы перфекционизма
1) Потеря времени на совершенствование мелочей.
2) Откладывание дел на потом до возможности совершенного исполнения.
3) Отказ воплощать идеи, которые нельзя сразу усовершенствовать.
4) Отказ от обучения потому, что в нём совершаются ошибки.
5) Отказ от создания несовершенных продуктов.
6) Чувство вины от невозможности создать совершенный продукт.
Признаки перфекционизма
1) Кажется, что не сделал дело достаточно хорошо.
2) Самооценка даже после выполненного дела не повышается, а понижается.
3) Появляется чувство вины от мелких недоработок.
4) Черновая работа всё время переделывается без продвижения вперёд.
5) Высокая чувствительность к критике.
6) Несовершенство сводит с ума.
Избавление от перфекционизма
1) Составление чёткого расписания работ.
2) Работа по таймеру, ограничение времени на задачу.
3) Тренировка неидеального исполнения.
4) Нахождение красоты в несовершенстве.
5) Ограничение попыток создать совершенство.
Алгоритм создания карточки
1) Берём как можно более простую идею.
2) Выделяем на создания карточки как можно меньше времени.
3) Заполняем текстовые поля имени и содержания (Name, Content) первичным содержимым пропуская мелочи.
4) Заполняем текстовое поля категории (Category) не сосредотачиваясь над этим.
5) Создаём реальный образ объекта в виде векторной графики.
6) Добавляем карточку в колоду.
7) Учим карточку по ОИИИ, то есть одно обучающее ознакомление (чтение текста), множество испытаний (набор текста).
8) При появлении важных новых мыслей совершенствуем карточку.
Не нужно пытаться сделать сразу все карточки, лучше одна работающая, чем десятки запланированных.
Управление мышлением
При работе с карточками задействуются разные виды мышления. Важно понимать когда и какой вид мышления применяешь.
Звуковая и моторная память в устной речи сильно связаны.
Так же я не могу себе представить, как можно уметь понимать на слух и говорить, но не уметь читать на родном языке, но даже я развивался именно в такой последовательности.
№
Действие
Словесное мышление
Восприятие
Орган
1
Слушать
Устную речь
Слух
Уши
2
Говорить
Устную речь
Моторика
Рот
3
Читать
Письменную речь
Зрение
Глаза
4
Писать
Письменную речь
Моторика
Руки
В итоге можно связать световой, звуковой и моторный словесный образ речи со световым образом реального образа объекта или процесса.
Фактически нужно различать реальное и словесное мышление. Что касается отвлечённого мышления, то можно обобщать как реальные, так и словесные образы.
№
По рождению
Воспринимать
Воображать
Обобщать
1
Реальные образы
Свет, звук, моторику
Свет, звук, моторику
Свет, звук, моторику
2
Словесные образы
Письменную, устную речь
Письменную, устную речь
Письменную, устную речь
Письменность и мнемоника
Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания)
Мнемоте́хника — замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление.
Словесное мышление это замена конкретных объектов и фактов на отвлечённые, в виде звуков в устной речи и визуальных символьных образов в письменной. Следовательно:
Словесное мышление это обратная мнемотехника.
В итоге "словесное мышление" решило проблему передачи информации с помощью звука, а так же позволило её шифровать и хранить в виде письменности, но оно же и создало проблему неосозннано заменяя
1) первый вид "мышления восприятием" и
2) второй вид "мышления воображением" на основе восприятия без использования слов.
Мифы про обучение:
1) У каждого человека есть доминирующий стиль обучения.
2) Люди делятся на тех, кто мыслит левым и правым полушарием.
3) Многозадачность не менее, а то и более эффективна однозадачности.
4) Люди используют лишь 10% мозга.
5) 10'000 часов сделают из вас эксперта в любой области.
Не работающие методики:
1) Перечитывание книг и прочего.
2) Подчёркивание текста в книгах.
3) Мнемоника на основе ложных данных.
Работающие методики:
1) Распределённое во времени повторение.
2) Активное воспроизведение знаний (тесты лучше чтения, SSSS хуже SSST, SSST хуже STTT).
3) Интервальные повторения (объединяет первый и второй методы, плюс весь топик об этой теме) (Janki 1, Janki 2, Вайнер, Возняк).
4) Чередующаяся практика (темы A,B,C, неправильно учить в порядке AAABBBCCC, правильно учить в порядке ABCABCABC).
5) Задавать себе вопросы во время обучения.
6) Запоминание конкретных, а не абстрактных идей.
7) Объяснение самому себе.
Минусы чужих колод не обязательно в том, что они чужие. Когда смотришь на множество колод, хочется выбрать товар как в магазине, даже заплатить за качество. Но в итоге натыкаешься на множество колод сделанных случайными людьми, без какого-либо вменяемого описания, красивого оформления и именитого производителя. Оценить колоду можно только самому и высокой оценка явно не будет даже за те колоды, которые пытаются продавать.