О свободном образовании (высшем)
От: Dym On Россия  
Дата: 09.09.20 07:35
Оценка:
Название темы выбрано не самым удачным образом, но ничего лучшего я не придумал.

Интересный пост Возможна ли свобода естественников?. Поскольку по ссылкам народ ходить не любит, процитирую его целиком под катом.
  Скрытый текст
Я тут прочел очередное воззвание за образование Свободного университета и сопутствующие декларации о намерениях и интервью. Это ведь не единственная инициатива. Их сейчас несколько на старте и до того уже несколько осуществившихся проектов. Европейский университет. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». «Московская Высшая школа социальных и экономических наук» (Шанинка). Университет им. Дмитрия Пожарского. И другие. Кажется, хотели бы быть еще многие, это почти постоянный род инициатив. Кружки инициативных людей жаждут лишь денег — у них уже есть авторитетные преподаватели и они готовы предоставить знания.

Создаются один за другим проекты в той или иной степени автономных высших учебных заведений, с той или иной степени негосударственных, особенных. Высшего качества. Насколько можно понять, за всеми стоит нечто вроде следующего импульса: надо выпутаться, освободиться от удушающей государственной бюрократии, от мертвящего влияния чиновников. У нас великолепные преподаватели, уникальные. Мы сможем прочесть уникальные курсы, и пусть стремящиеся к знанию приходят к нам.

У меня два сомнения... или вопроса по поводу этого движения за свободные университеты. Первый — довольно смутный. У меня не получается увидеть, кто этого хочет. Понимаете, мне все время кажется, что это импульс от преподавателей, а не от учеников, от молодых людей. Кажется (мне), что ситуация такая: молодые люди хотели бы учиться и получать хорошее образование. У них неструктурированный запрос. Они не выбирают именно такие и именно эти инициативы, они просто хотят выучиться. А инициаторы-преподаватели в ином положении — они хотели бы уже готовых себя, свои курсы — освободить от удушающей опеки программ и чиновников. То есть это выглядит так: молодые люди, будущие студенты мыслятся как пассивная среда, которая просто может влиться в готовые формы, а преподаватели мыслят себя как уже готовых, они хотят все тех же самих себя освободить от мертвящих форм. Что меня беспокоит — это ведь не новый университет. Это желание старые формы знаний и т.п. преподавать свободно. Это не желание Свободного университета, а желание прежних преподавателей преподавать более свободно, чем раньше. Это не свобода студентов или университета в целом, это желание преподавателей освободиться.

Ничего плохого в желании преподавателей учить свободнее нет. Просто мне важно это осознавать — это движение к свободным университетам не новое, не что-то современное, это просто желание прежних людей жить удобнее и чувствовать себя менее скованными, ничего более. Причем желание — от тех, кто учит, а не от тех, кого учат. И тогда интересно — а чего хотели бы те, кого учат? Им нужен свободный университет? Есть ли что-то новое, что следовало бы сделать? Или студенты ничуть не изменились, и этой пассивной массе ничего особенного не надо?

Я думаю, что многие этот вопрос не поймут — наверное, потому, что и я не очень хорошо его понимаю и не могу сказать четко. Чувствую, что там что-то не так, но четко сформулировать не могу. Вызывает сомнения формула "свободы от", когда свобода нужна только преподавателям. Но не могу просмотреть все следствия...

Есть и второй вопрос. Он, наверное, может быть сформулирован более четко. Все эти инициативы, все эти новые свободные университеты — по преимуществу ограничены кругом гуманитарных и общественных наук. Исключения невелики, и есть сильное ощущение, что фрагменты естественных наук, которые можно отыскать в свободных университетах, сделаны "для приличного вида" — если уж мы называемся университетом, давайте у нас будет и физика тоже. А в основном это всякие группы преподавателей гуманитарных и социальных наук желают выделиться в свободные университеты.

И поэтому у меня вопрос. А естественникам свобода не нужна? Они не хотят? почему? Если за гуманитариями стоит желание освободиться от сковывающих бюрократических рамок, уродующих образование — разве не должно это проявляться также у естественников? Если это сковывающее влияние есть — отчего импульсы свободы от естественников много реже? Если им свобода меньше нужна — отчего? почему желание организовать свободный университет — по преимуществу гуманитарное желание, а естественники мечтают об этом менее интенсивно? Или это вообще гуманитарная идея, и естественникам не тесно в "старой" системе государственного образования? Или сама обстановка в естественных науках такова, что препятствует идее свободного университета? То есть "ереси" и "новые курсы" более присущи гуманитариям и представителям социальных наук, а для естественников это было бы странно — приходят в голову примеры "альтернативной физики", и сразу ясно. что это должны быть фрики. Поэтому мало желания создать свободный университет у естественников?

Подчеркиваю, изложенное не мое мнение, это мнение ЖЖ пользователя ivanov-petrov. Однако, мне показалось интересным и скорее верным замечание, что, говоря о свободе образования, часто имеется в виду свобода преподавателей, т.е. "я хочу учить по своему, а вот эти бюрократические препоны мне не дают". И еще одно, на мой взгляд, верное замечание, что чаще всего призывы к свободе образования мы слышим от представителей гуманитарных наук.

Тут есть о чем почесать языком. Например, наблюдаете ли вы такие посылы со стороны естественных и точных наук? Или существует ли запрос от студентов о свободе обучения? Ведь автор справедливо замечает, что у студентов "неструктурированный запрос", т.е. они, в большинстве своем, не могут его точно сформулировать.
Счастье — это Glück!
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.