Мысли про образование
От: Dym On Россия  
Дата: 06.07.16 13:57
Оценка: 15 (5) +4 -7 :)
Ниже приведены мои мысли про непрерывность образования, кому-то они могут показаться резковатыми или спорными, но это мое мнение.

В законе об образовании декларируется его непрерывность. То есть гражданин имеет право учиться всю жизнь. Это хорошо. При этом существует разделение на общее, профессиональное и дополнительное образование с одной стороны, и на уровни (дошкольное, начальное и т.п.) с другой.

Обобщая свой опыт обучения и, в последствии, преподавания в вузе, работы научных учреждениях и коммерческих структурах, я пришел к определенным выводам:
1. Среднее общее образование не нужно.
2. После получения среднего образования должен быть определенный ценз до поступления в вуз. То есть получил специальность токарь и на завод года два поработай на производстве, потрогай его руками.
3. Между высшим образованием и аспирантурой тоже должен быть перерыв. Выпускник вуза должен года три-четыре поработать по специальности и только потом получить право на продолжение обучения.

Таким образом, глобальная образовательная траектория должна быть не такой:

школа -> вуз -> продавец айфонов

и не такой:

школа -> вуз -> аспирантура -> канд. наук опционально -> продавец айфонов

А вот такой:

школа -> ПТУ -> работа по специальности -> вуз -> работа по специальности -> аспирантура -> канд. наук -> научная работа (или работа, требующая высокой квалификации) по специальности + образовательная деятельность или руководство (научное или коллективом) -> докторантура -> д-р наук -> научная работа по специальности + образовательная деятельность


Почему так?
Во-первых, и когда я учился сам и когда я потом учил, я обратил внимание на ребят пришедших с производства, у нас такие были: «путяга->армия->завод». Это были самые вменяемые студенты. Им было реально интересно, у них всегда были вопросы к преподавателю, потому что они уже видели то, что им преподавали, щупали это руками, и теперь получали теоретические объяснения того, с чем сталкивались.

Во-вторых, вузы и их преподавательский состав часто оторваны от реальности. Типичный состав кафедры в инженерном вузе: несколько стариков и несколько молодых, которых эти старики и выучили. С производства почти никого нет. Это приводит к ситуации, когда выпускнику на его первом месте работы говорят: "забудьте все, чему вас учили в вузе!". Да, с одной стороны, преподавать и работать невозможно, но связь должна быть, хотя бы в рамках некоторого теоретического курса приглашать специалистов из отрасли, где в формате семинара они могли бы "привязать" вузовскую теорию к реальной практике. Сейчас ситуация выправляется, но не везде, и не всегда, и не том объеме, какой нужен.

В-третьих, такой подход выступит в роли естественного фильтра, то есть в вуз пойдут преимущественно те, кому это действительно надо, кто хочет и может освоить программу высшего образования, поскольку , проработав на заводе токарем, многие поймут, что вышка им не к чему, и карьерный путь: «токарь -> мастер -> нач.цеха» или «токарь -> классный токарь -> токарь с личным клеймом» их вполне устраивает. А не как сейчас — в вуз идут все кому не лень.
Счастье — это Glück!
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.