E>Ой господи. Когда я учился в институте, я думал что все только и дело занимаются тем, что проектируют с помощью UML. Но почему то в реальности оказалось, что проектируют обычно на листе бумаги в очень неформальной форме. Из UML диаграмм очень редко бывают полезными классовые диаграммы, которые генерятся по коду. Или диаграммы баз данных — тоже довольно полезная вещь.
Еще Sequrnce diagram весьма полезная штука (и в Драконе отсутсвует как класс, естественно)
K>>Ни в одной развитой стране мира это не используют. За UML отдельный плюс. LVV>Тем не менее, книга Паранджанова переводится на английский и есть заинтересованные в ее продвижении на Западе люди.
А люди, которые имеют настоящую практику программирования говорят примерно следующее.
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали: LVV>Если есть вопросы — задавайте.
Есть вопрос. Преподаются ли у Вас Численные Методы и можно ли посмотреть в их содержание? спасибо заранее.
И еще, есть ли у вас что-нибудь по основам моделирования процессов (простых физических или непрстых технологических)?
Re[2]: Курсовые - как это делается в Астраханском универе
Здравствуйте, oxidata, Вы писали:
O>Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали: LVV>>Если есть вопросы — задавайте.
O>Есть вопрос. Преподаются ли у Вас Численные Методы и можно ли посмотреть в их содержание? спасибо заранее. O>И еще, есть ли у вас что-нибудь по основам моделирования процессов (простых физических или непростых технологических)?
Преподается Вычислительная математика.
Но не нашей кафедрой, а кафедрой математики.
Препод вроде неплохой. Но, естественно, не программист, а математик.
Насколько я сужу по программе, сами методы он дает неплохо.
Но без программирования.
Моделирование систем есть, но тут не скажу, насколько серьезно.
Опять же, преподаем не мы, а другая кафедра.
И явно менее качественно, чем в соседнем универе вот этот товарищ: http://scholar.google.ru/citations?user=xHuvjzkAAAAJ&hl=ru
Я с ним работаю по перколяции как программист — получаю большое удовольствие.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Re[3]: Курсовые - как это делается в Астраханском универе
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>...Моделирование систем есть, но тут не скажу, насколько серьезно. LVV>Опять же, преподаем не мы, а другая кафедра. LVV>И явно менее качественно, чем в соседнем универе вот этот товарищ: http://scholar.google.ru/citations?user=xHuvjzkAAAAJ&hl=ru LVV>Я с ним работаю по перколяции как программист — получаю большое удовольствие.
А ссылки на курс есть? Или у нас обычно такую инфу в общий доступ не дают?
Re[4]: Курсовые - как это делается в Астраханском универе
Здравствуйте, oxidata, Вы писали:
O>А ссылки на курс есть? Или у нас обычно такую инфу в общий доступ не дают?
У нас все во внутренней сети на внутренних серверах.
В соседнем универе — тоже. Надо иметь логин для входа.
Как в других — особо не интересовался.
В сентябре могу прислать вордовский документ с программой
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Re[5]: Курсовые - как это делается в Астраханском универе
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>Здравствуйте, oxidata, Вы писали:
O>>А ссылки на курс есть? Или у нас обычно такую инфу в общий доступ не дают? LVV>У нас все во внутренней сети на внутренних серверах. LVV>В соседнем универе — тоже. Надо иметь логин для входа. LVV>Как в других — особо не интересовался. LVV>В сентябре могу прислать вордовский документ с программой
Плз.
А прошлогоднего нет?
СПАСИБО!
Re[6]: Курсовые - как это делается в Астраханском универе
Здравствуйте, oxidata, Вы писали:
O>Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>>В сентябре могу прислать вордовский документ с программой
O>Плз. O>А прошлогоднего нет? O>СПАСИБО!
Сейчас лето — ни у нас, ни у них на кафедре никого нет...
Программа дисциплины — это док, который хранится в отдельной специальной папке.
Которую всяким аудиторам показывают.
Отвечает за это делопроизводитель на кафедре.
Сейчас все в отпусках.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Re: Курсовые - коде ревью, как это делается в Астраханском универе
Сегодня делали Code Review некоторых курсовых работ 2 курса.
Продолжение будет в среду и в пятницу.
Напомню. Курсовые делаются на Qt в среде QtCreator.
Тема сегодня была — обучалка по динамическому программированию.
Про само ДП пацан рассказывал раньше — недели полторы назад.
Обучалка состоит из 3 подсистем: показ теории, демонстрация алгоритма на примере расстановки скобок в матричном умножении, тестирование.
Рассматривали наличие комментариев — практичсеки полное отсутствие.
Погрозился не допустить к защите...
Рассматривали подробно отделение бизнес-логики от интерфейса.
Ибо 2 курс, первый раз на Qt — много-много косяков (из-за исходного посыла: работает жеж... )
Главный из которых неумение отделить интерфейс от основной работы.
Лепят прямо в коде класса формы.
Тут много пришлось делать акцентов, где и что разделить, отделить и выделить в независимые классы/модули/файлы.
И про паттерны несколько упомянуть.
Вроде народ понял, все обещают переделать.
Посмотрим на защите.
Вторая курсовая — наращивание функционала Semantic IDE.
Напоминаю: 2 курс, C#|WPF — не изучали на 2 курсе...
Объем проекта Semantic IDE — ~15000-20000 строк кода на C# в технологии WPF.
Задача — сделать интерфейс для препода, чтобы он смог в среду прописывать задания и вообще учебный материал.
Естественно, база данных — пацан использовал SQLlite (сначала по неопытности сделал SQL Server... )
Все грамотно разбито на модули, классы, методы. Откомментировано.
Показывали остальным как образец работы.
И обратил внимание на то, что именно подобного рода работу им придется делать на работе — модифицировать-расширять функционал существующих систем.
Шестеренки заскрипели.
Следующую курсовую мыслю делать: рефакторинг своей (или даже чужой!) курсовой в смысле добавления функционала и улучшения кода.
LVV>Если есть вопросы — задавайте.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Re[2]: Курсовые - коде ревью, как это делается в Астраханском универе
Здравствуйте, LaptevVV,
LVV>Сегодня делали Code Review некоторых курсовых работ 2 курса. LVV>Рассматривали подробно отделение бизнес-логики от интерфейса. LVV>Ибо 2 курс, первый раз на Qt — много-много косяков (из-за исходного посыла: работает жеж... ) LVV>Главный из которых неумение отделить интерфейс от основной работы.
Валерий Викторыч, а делали code review или code inspection? Потому что это различные вещи с точки зрения целей и задач.
А во-вторых, почему архитектурные косяки вылезли только сейчас? Нет ли желания (хотя бы на будущий год) ввести этап design review/inspection?
Re[2]: Курсовые - как это делается в Астраханском универе
LVV>>Результатом работы над курсовой должно быть следующее: LVV>>1. Работающая программа LVV>>2. Пояснительная записка, оформленная в соответствии с гостами ЕСПД и гостом на научный отчет LVV>>3. Презентация, по которой осуществляется доклад на защите. E>Вот что меня ужасает в российских ВУЗах — это акцент на ГОСТы и ЕСПД.
Недавно только на Оберонкоре обсуждали практически полное неумение программеров написать ТЗ.
Многие жаловались на то, что не могут толком объяснить, чего и как сделано и работает.
Так что обучение не только сделать, но и рассказать и написать — важно.
А то вместо ТЗ-ТехническоеЗадание пишут ТЗ-ТочкаЗрения...
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Re[3]: Курсовые - коде ревью, как это делается в Астраханском универе
LVV>>Сегодня делали Code Review некоторых курсовых работ 2 курса. LVV>>Рассматривали подробно отделение бизнес-логики от интерфейса. LVV>>Ибо 2 курс, первый раз на Qt — много-много косяков (из-за исходного посыла: работает жеж... ) LVV>>Главный из которых неумение отделить интерфейс от основной работы.
V_S>Валерий Викторыч, а делали code review или code inspection? Потому что это различные вещи с точки зрения целей и задач.
Пока мы не различаем... 2 курс
Реальные курсы по архитектуре-проектированию-тестированию у них на 3 курсе будут.
И коллективный проект тоже.
Это я вперед немного забегаю. V_S>А во-вторых, почему архитектурные косяки вылезли только сейчас? Нет ли желания (хотя бы на будущий год) ввести этап design review/inspection?
Потому как 2 курс. Вторая курсовая, причем первая — на Qt.
На первой курсовой мы вообще смотрим только умение самостоятельно работать.
В результате вот в этой конкретно группе из 15 человек только половина что-то из себя представляют.
С которыми хоть как-то можно работать.
Половины из этой половины — девочки, которые практически работать программистами не будут (овер 15-тилетний опыт наших выпускниц... )
Поэтому разговоры об архитектуре — это на пределе понимания народа.
Собственно, только один пацан — который с Семантиком работает — он один все и понимает.
Остальному народу надо сильно много думать.
Беда в том, что они вопросов не задают.
А если задают, то вопрос чаще всего из разряда: если я вот так сделаю, то что мне за это будет? Поругают или не поругают?
Школьное мышление — это мне сильно мешает.
Переламывать приходится года полтора-два.
Об этом, кстати, говорил и Александр Привалов — из журнала Эксперт, часто пишет по образованию.
В одной из передач совместно с Сатановским они констатировали,
что современные студенты только на 3 курсе развиваются до той стадии, которая в СССР была у выпускников школы.
Что могу подтвердить всеми руками и ногами.
Одной из групп я как-то прямо на лекции сказал: у меня впечатление, что я в 8 классе школы преподаю.
Это было задолго до Привалова сказано.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Re[3]: Курсовые - как это делается в Астраханском универе
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>Недавно только на Оберонкоре обсуждали практически полное неумение программеров написать ТЗ.
Есть достаточно интересная книжка, называется Getting Real. Рекомендую. Это про стартапы, как они делаются в современном мире, а также по поводу того, что именно нужно писать в ТЗ. Это по поводу важности ТЗ.
Далее, крайне странно, что ТЗ просят написать именно программеров. Ибо этот гемор касается в основном аналитиков, а программер в худшем случае будет вынужден читать это ТЗ. А нормальном же случае задача чтения ТЗ, чтобы из тысячи страниц зачастую воды, сформировать КОРОТКИЙ список понятных user story — это снова не гемор программиста, для этого сидит отдельный человек, который код не смотрит вообще.
Чистый водопад, когда сначала ТЗ, затем реализация — сейчас применяется довольно редко. ТЗ также важно, когда часть работ отдается на аутсорс — тут да, зачастую аутсорс конторы без ТЗ фиг что сделают. Но даже сейчас некоторые аутсорс конторы вполне работают по не сильно формальным требованиям, пока у заказчика деньги не кончатся .
Re[3]: Курсовые - как это делается в Астраханском универе
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
E>>Вот что меня ужасает в российских ВУЗах — это акцент на ГОСТы и ЕСПД. LVV>Недавно только на Оберонкоре обсуждали практически полное неумение программеров написать ТЗ. LVV>А то вместо ТЗ-ТехническоеЗадание пишут ТЗ-ТочкаЗрения...
И правильно делают.
Те "технические задания", на написание которых дрессируют в российских вузах, годны только для отправки в макулатуру. В реальности никого на три буквы не волнует размер полей на документе и длина стрелочек на диаграммах. Более того, даже сами ТЗ как таковые используются крайне редко — зачем в деталях описывать что-то команде, которая и так знает что именно им надо делать?
Sapienti sat!
Re[4]: Курсовые - как это делается в Астраханском универе
C>Более того, даже сами ТЗ как таковые используются крайне редко — зачем в деталях описывать что-то команде, которая и так знает что именно им надо делать?
Спасибо, потешил старика .
Счастье — это Glück!
Re[4]: Курсовые - как это делается в Астраханском универе
C>Те "технические задания", на написание которых дрессируют в российских вузах, годны только для отправки в макулатуру. В реальности никого на три буквы не волнует размер полей на документе и длина стрелочек на диаграммах.
Нас это тоже не волнует.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Re: Курсовые - как это делается в Астраханском универе
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>2. Пояснительная записка, оформленная в соответствии с гостами ЕСПД и гостом на научный отчет
Закапывайте.
LVV>3. Презентация, по которой осуществляется доклад на защите.
LVV>Сама защита происходит публично, с докладом по выполненной работе и показом (с помощью проектора) а) презентации, б) работающей программы. LVV>В присутствии не менее 2 преподавателей и немеряно студентов. Каждый из которых может задать любой вопрос. Как по докладу, так и по программе. LVV>В начале семестра студентам выдается график работ. Примерно такой: LVV>1. Написание ТЗ+список литературы по теме — примерно 2 недели.
Это пипец.
LVV>2. Обследование предметной области и написание технического проекта — примерно 4-6 недель
И это тоже.
LVV>3. Разработка программы и написание рабочего проекта — примерно 6 недель LVV>Включает: LVV>- общие сведения LVV>- инсталляция и выполнение программы LVV>- описание программы (по подсистемам, модулям, функциям и т.п.) LVV>- разработанные меню и интерфейсы (все скриншоты)
LVV>4. Тестирование и написание программы и методики испытаний — примерно 2 недели LVV>5. Окончательное оформление пояснительной записки — примерно 2 недели
LVV>Наиболее творческая часть — демонстрация. LVV>Например, в курсовой для работы со списками нужно демонстрировать работу всех операций:
Это все должно делаться юнит-тестами и никак иначе.
LVV>Если есть вопросы — задавайте.
А вот этот онанизм на гост и еспд — оно вообще кому нужно?
Здравствуйте, Cyberax, Вы писали:
C>Более того, даже сами ТЗ как таковые используются крайне редко — зачем в деталях описывать что-то команде, которая и так знает что именно им надо делать?
Видимо, это команда японских разработчиков. Всеволод Овчинников, "ВЕТКА САКУРЫ":
Когда нужно что-нибудь починить или приладить, по всякому пустяку принято вызывать мастерового. Причем каждый такой мастеровой глубоко убежден, что лучше заказчика разбирается в своем деле, и потому философски относится ко всякого рода пожеланиям и советам, попросту пропуская их мимо ушей.
Бессмысленно, например, доказывать японскому портному, что костюм должен сидеть не так, а иначе. Горничная в японской гостинице может чуть свет зайти в комнату и раздвинуть оконные створки, даже если на улице холодно и постояльцу вообще хотелось бы поспать еще часок-другой. По ее мнению, она лучше знает, когда надо вставать.
Re[2]: Курсовые - как это делается в Астраханском универе
Здравствуйте, landerhigh, Вы писали:
LVV>>В начале семестра студентам выдается график работ. Примерно такой: LVV>>1. Написание ТЗ+список литературы по теме — примерно 2 недели. L>Это пипец.
LVV>>2. Обследование предметной области и написание технического проекта — примерно 4-6 недель L>И это тоже.
Зависит, кстати, от темы. Для исследовательских задач такое можно и нужно требовать от разработчиков, чтобы было видно, откуда он взял такой метод решения и почему. Собственно, та же АМД требовала написание полноценного white paper на разработанный/применённый алгоритм с прицелом на то, что только по этой статье можно взять и написать код. ТЗ пишется несколькими людьми, в том числе и самим разработчиком. Да, это требуется, чтобы не было никаких неясностей и недомолвок.