1. По ощущениям, учебная программа современных школьников намного более объемная, чем у школьников 10-20-30 лет назад.
Раньше учились 10 лет по пять дней (до этого еще меньше вроде), сейчас 11 (по шесть), сейчас уже говорят про 12 лет обучения в школе. И все равно перегруз в школе.
Где-нибудь есть сравнение школьных программ тех периодов и современных?
Что изучают современные школьники, чего ранее не было?
2. Мне вообще кажется, что увеличивать срок все время невозможно. Когда нибудь придется отказаться от какой-то части программы для некоторых школьников.
Должна появиться специализация в середине обучения (и возможно, неоднократная специализация).
Под специализацией я понимаю углубленное изучение одних предметов и поверхностное изучение прочих.
Например
1-4 класс — начальная школа — всем все одинаково дают
5-8 класс — специализация по принципу технарь/гуманитарий
9-11 класс — еще более узкая специализация с выделением поднаправлений
По прошествии этапа уже видно определенные наклонности ребенка к той или иной специализации (какие предметы даются легче, туда и специализироваться)
Б>1. По ощущениям, учебная программа современных школьников намного более объемная, чем у школьников 10-20-30 лет назад. Б>Раньше учились 10 лет по пять дней (до этого еще меньше вроде), сейчас 11 (по шесть), сейчас уже говорят про 12 лет обучения в школе. И все равно перегруз в школе.
Откуда ощущения? По моим ощущениям (двое детей сейчас учатся) программа не просто lite, а super lite по сравнению с советской. Облегчено все, что только можно.
Здравствуйте, Dym On, Вы писали:
Б>>1. По ощущениям, учебная программа современных школьников намного более объемная, чем у школьников 10-20-30 лет назад. Б>>Раньше учились 10 лет по пять дней (до этого еще меньше вроде), сейчас 11 (по шесть), сейчас уже говорят про 12 лет обучения в школе. И все равно перегруз в школе. DO>Откуда ощущения? По моим ощущениям (двое детей сейчас учатся) программа не просто lite, а super lite по сравнению с советской. Облегчено все, что только можно.
По-моему увеличился объем домашнего задания, увеличились затраты времени на него.
Кроме ощущений есть и факты:
1. Раньше была пятидневка, сейчас почти у всех шестидневка
2. Переход на 11-летнюю систему обучения
3. Увеличилось количество уроков. В начальной школе добавилась внеурочная деятельность, и фактически, в начальной школе теперь 6 уроков вместо 3-4 ранее.
4. В старших классах появились домашние задания типа "реферат", "презентация", "найти информацию" и пр.
Б>1. По ощущениям, учебная программа современных школьников намного более объемная, чем у школьников 10-20-30 лет назад. Б>Раньше учились 10 лет по пять дней (до этого еще меньше вроде), сейчас 11 (по шесть), сейчас уже говорят про 12 лет обучения в школе. И все равно перегруз в школе.
Ерунда.
мы учились 10 лет по 6 дней
И я не помню, чтобы учились 5 дней — у меня 2 сына в школе учились... Б>1-4 класс — начальная школа — всем все одинаково дают Б>5-8 класс — специализация по принципу технарь/гуманитарий Б>9-11 класс — еще более узкая специализация с выделением поднаправлений
Так и было, только специализации в 5-8 классе не было, и 9-10 было.
Это называлось восьмилетка и десятилетка.
В 9-10 класс брали НЕ ВСЕХ.
Хотя это и была общеобразовательная школа.
А спецклассов тогда не было.
Были специализированные школы при универах.
В Новосибирске, например.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Б>По-моему увеличился объем домашнего задания, увеличились затраты времени на него.
Откуда эта информация? У вас дети учатся?
Б>Кроме ощущений есть и факты: Б>1. Раньше была пятидневка, сейчас почти у всех шестидневка
Когда раньше? Я в субботу учился (1985-1995).
Б>2. Переход на 11-летнюю систему обучения
Размазали программу еще на один год в началке.
Б>3. Увеличилось количество уроков. В начальной школе добавилась внеурочная деятельность, и фактически, в начальной школе теперь 6 уроков вместо 3-4 ранее.
В какой? У моей младшей (1 класс) четыре урока. Два дня "мигает" пятый (четная/нечетная неделя).
Б>4. В старших классах появились домашние задания типа "реферат", "презентация", "найти информацию" и пр.
Это сложные задания? А мы домашние сочинения писали, да и рефераты были. Да презентаций не было, но то, что они появились — хорошо, еще бы учили их делать, но не все сразу.
На мой взгляд, школьную программу облегчили до нельзя. Это видно по студентам, которые приходят в вуз. Приходится на первом курсе дочитывать "школьную программу".
То есть, время, проводимое в школе увеличили, но занимаются там какой-то фигней, вместо учебы.
Здравствуйте, Dym On, Вы писали:
Б>>По-моему увеличился объем домашнего задания, увеличились затраты времени на него. DO>Откуда эта информация? У вас дети учатся?
Б>>Кроме ощущений есть и факты: Б>>1. Раньше была пятидневка, сейчас почти у всех шестидневка DO>Когда раньше? Я в субботу учился (1985-1995).
Тоже учился в этот период. Шестидневка была не во всех классах. Вроде. Не помню уже
Б>>2. Переход на 11-летнюю систему обучения DO>Размазали программу еще на один год в началке.
Б>>3. Увеличилось количество уроков. В начальной школе добавилась внеурочная деятельность, и фактически, в начальной школе теперь 6 уроков вместо 3-4 ранее. DO>В какой? У моей младшей (1 класс) четыре урока. Два дня "мигает" пятый (четная/нечетная неделя).
Аналогично, 1-ый класс, программа "Школа России". Подмосковье. Уроки заканчиваются в 14 каждый день. Обычная школа, не лицей/гимназия/платная школа
Б>>4. В старших классах появились домашние задания типа "реферат", "презентация", "найти информацию" и пр. DO>Это сложные задания? А мы домашние сочинения писали, да и рефераты были. Да презентаций не было, но то, что они появились — хорошо, еще бы учили их делать, но не все сразу.
Таких заданий у нас не было. И я не говорю, что это плохо. Я только ЗА!!!
Но напомню про вопрос. Интересует объективное сравнение современной школьной программы с старыми периодами. В т.ч. если из этого сравнения будет ясно, что объем программы уменьшился или не изменился.
DO>На мой взгляд, школьную программу облегчили до нельзя. Это видно по студентам, которые приходят в вуз. Приходится на первом курсе дочитывать "школьную программу". DO>То есть, время, проводимое в школе увеличили, но занимаются там какой-то фигней, вместо учебы.
Может сама программа не позволяет качественно обучить?
Может преподавать стали хуже?
Может школьники стали забивать на учебу больше?
Здравствуйте, Буравчик, Вы писали:
Б>По-моему увеличился объем домашнего задания, увеличились затраты времени на него.
По-моему не изменилось.
Б>Кроме ощущений есть и факты: Б>1. Раньше была пятидневка, сейчас почти у всех шестидневка
В 80-90гг была 6-дневка.
Б>2. Переход на 11-летнюю систему обучения Б>3. Увеличилось количество уроков. В начальной школе добавилась внеурочная деятельность, и фактически, в начальной школе теперь 6 уроков вместо 3-4 ранее.
Внеурочная деятельность в начальной школе = кружки и секции + группа продленного дня.
Те же яйца, только в профиль.
В старших классах, по сравнению с "раньше":
Вместо "Истории" есть "История" и "История и культура Санкт-Петербурга".
Добавились "Обществознание", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Предпрофильная подготовка" (по идее должно быть профориентацией, по факту фигня какая-то), подготовка к сдаче ЕГЭ, "Информатика и ИКТ" (У нас информатика появилась только в 10 классе).
Зато нет трудового обучения.
Не помню, в каком классе было УПК — только в 10 или в 9-10.
Какие еще предметы были у нас уже не помню, дневников под рукой нет.
Астрономия была, кажется, в 10 классе.
Б>4. В старших классах появились домашние задания типа "реферат", "презентация", "найти информацию" и пр.
Всё то же самое.
Только раньше переписывали с энциклопедий, а теперь из википедии.
_____________________
С уважением,
Stanislav V. Zudin
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
Б>>1. По ощущениям, учебная программа современных школьников намного более объемная, чем у школьников 10-20-30 лет назад. Б>>Раньше учились 10 лет по пять дней (до этого еще меньше вроде), сейчас 11 (по шесть), сейчас уже говорят про 12 лет обучения в школе. И все равно перегруз в школе. LVV>Ерунда. LVV>мы учились 10 лет по 6 дней LVV>И я не помню, чтобы учились 5 дней — у меня 2 сына в школе учились...
Согласен, могу ошибаться.
Б>>1-4 класс — начальная школа — всем все одинаково дают Б>>5-8 класс — специализация по принципу технарь/гуманитарий Б>>9-11 класс — еще более узкая специализация с выделением поднаправлений LVV>Так и было, только специализации в 5-8 классе не было, и 9-10 было. LVV>Это называлось восьмилетка и десятилетка. LVV>В 9-10 класс брали НЕ ВСЕХ. LVV>Хотя это и была общеобразовательная школа. LVV>А спецклассов тогда не было. LVV>Были специализированные школы при универах. LVV>В Новосибирске, например.
Специализации в 9-10 классе не было, была одинаковая программа для всех — подтягивание знаний для до ВУЗа плюс общеразвивающие предметы (типа астрономии).
Сейчас вроде стали говорить про специализацию в старших классах (при этом меняется программа для разных классов)
Я же говорю, что возможно, первую специализацию стоит делать уже после начальной школы
Б>Но напомню про вопрос. Интересует объективное сравнение современной школьной программы с старыми периодами. В т.ч. если из этого сравнения будет ясно, что объем программы уменьшился или не изменился.
Не может быть никакого объективного сравнения. Сравнивать по часам бессмысленно, так как изменилось наполнение. Сравнивать можно результат — выпускника, в целом уровень в 2004-2009 упал, потом начал "восстанавливаться", но с более глубокой дифференциацией на отличников и двоечников, т.е. сильно просел средний уровень, хорошистов мало (поэтому в кавычках).
Б>Может сама программа не позволяет качественно обучить? Может преподавать стали хуже? Может школьники стали забивать на учебу больше?
Изменились цели. С введением ЕГЭ по началу стали натаскивать на ЕГЭ, т.е. цель — сдать ЕГЭ, а не помочь детям овладеть знаниями. На выходе получали людей умеющих сдавать ЕГЭ, но не умеющих решать задачи. С развитием ЕГЭ ситуация меняется, в какую сторону пока не знаю.
Здравствуйте, Буравчик, Вы писали:
Б>1. По ощущениям, учебная программа современных школьников намного более объемная, чем у школьников 10-20-30 лет назад. Б>Раньше учились 10 лет по пять дней (до этого еще меньше вроде), сейчас 11 (по шесть), сейчас уже говорят про 12 лет обучения в школе. И все равно перегруз в школе.
Б>Где-нибудь есть сравнение школьных программ тех периодов и современных? Б>Что изучают современные школьники, чего ранее не было?
Можно же просто пойти на сайт своей школы, посмотреть расписание и сравнить с тем, что помнишь.
Сильно увеличилось количество иняза, например.
Я по субботам почти всегда учился.
Здравствуйте, Dym On, Вы писали:
Б>>Но напомню про вопрос. Интересует объективное сравнение современной школьной программы с старыми периодами. В т.ч. если из этого сравнения будет ясно, что объем программы уменьшился или не изменился. DO>Не может быть никакого объективного сравнения. Сравнивать по часам бессмысленно, так как изменилось наполнение. Сравнивать можно результат — выпускника, в целом уровень в 2004-2009 упал, потом начал "восстанавливаться", но с более глубокой дифференциацией на отличников и двоечников, т.е. сильно просел средний уровень, хорошистов мало (поэтому в кавычках).
Меня как раз и интересует сравнение программ по "наполнению", и возможно по часам.
Сколько часов по предмету было и сколько стало, что должен знать уметь раньше, а что сейчас
Б>>Может сама программа не позволяет качественно обучить? Может преподавать стали хуже? Может школьники стали забивать на учебу больше? DO>Изменились цели. С введением ЕГЭ по началу стали натаскивать на ЕГЭ, т.е. цель — сдать ЕГЭ, а не помочь детям овладеть знаниями. На выходе получали людей умеющих сдавать ЕГЭ, но не умеющих решать задачи. С развитием ЕГЭ ситуация меняется, в какую сторону пока не знаю.
Здравствуйте, mtnl, Вы писали:
M>Здравствуйте, Буравчик, Вы писали:
Б>>1. По ощущениям, учебная программа современных школьников намного более объемная, чем у школьников 10-20-30 лет назад. Б>>Раньше учились 10 лет по пять дней (до этого еще меньше вроде), сейчас 11 (по шесть), сейчас уже говорят про 12 лет обучения в школе. И все равно перегруз в школе.
Б>>Где-нибудь есть сравнение школьных программ тех периодов и современных? Б>>Что изучают современные школьники, чего ранее не было?
M>Можно же просто пойти на сайт своей школы, посмотреть расписание и сравнить с тем, что помнишь. M>Сильно увеличилось количество иняза, например. M>Я по субботам почти всегда учился.
К сожалению, я не вспомню настолько, чтобы сравнить программы.
Про иняз да. Раньше с 5 класса вроде учили, сейчас со второго
Б>Меня как раз и интересует сравнение программ по "наполнению", и возможно по часам. Б>Сколько часов по предмету было и сколько стало, что должен знать уметь раньше, а что сейчас
Значит надо искать программу советского образца, современные программы (их несколько) и сравнивать. Какой в этом смысл .
Здравствуйте, Dym On, Вы писали:
Б>>1. Раньше была пятидневка, сейчас почти у всех шестидневка DO>Когда раньше? Я в субботу учился (1985-1995).
Это как раз в тот период шестидневку и ввели, и все говорили "ужас-ужас, разве можно так с детьми". Причём её потом то отменяли, то вводили заново, потом снова отменяли, но для старших классов.
DO>На мой взгляд, школьную программу облегчили до нельзя. Это видно по студентам, которые приходят в вуз. Приходится на первом курсе дочитывать "школьную программу".
Вы вот так вот влёгкую "на глазок" сравниваете современного первокурсника и первокурсника тридцать лет назад? Это сильный ход, заслуживает всяческого уважения.
DO>То есть, время, проводимое в школе увеличили, но занимаются там какой-то фигней, вместо учебы.
И школьников тоже? Однако...
Б>>2. Переход на 11-летнюю систему обучения DO>Размазали программу еще на один год в началке.
Без конкретного сравнения программ это всё разговоры ниачём: одному по ощущениям кажется, что-то одно, другой же нутром чует, что всё совсем иначе.
Здравствуйте, Буравчик, Вы писали:
Б>2. Мне вообще кажется, что увеличивать срок все время невозможно. Когда нибудь придется отказаться от какой-то части программы для некоторых школьников. Б>Должна появиться специализация в середине обучения (и возможно, неоднократная специализация). Б>Под специализацией я понимаю углубленное изучение одних предметов и поверхностное изучение прочих.
Это все давно было нужно сделать. потому что дети в основной массе не учатся, а "сдают экзамены", т.е. получают оценку, после чего полностью выкидывают все полученные знания из головы. Т.к. физически не могут все эти тонны учебников в средней голове уместить, да и не нужно большинству оно. Через 5-10 лет после окончания школы никто уже ничего не помнит. кроме любимых предметов, и тех безмерно уважаемых мной гениев, у которых память такая что они способны в детские годы прочитать какой нибудь параграф, и сейчас при необходимости взять и продекларировать его только что не дословно(вот повезло, блин, людям с памятью).
Т.е. вся образовательная система процентов на 70% работает вхолостую. А на все мои замечания о этом оппоненты единственный довод смогли провести только один — что типа оно мозги развивает(!). Угу, 10 лет сидеть в школе по принципу выучил-сдал-выкинул из головы ради развития мозгов. бред.
DO>>На мой взгляд, школьную программу облегчили до нельзя. Это видно по студентам, которые приходят в вуз. Приходится на первом курсе дочитывать "школьную программу". Y>Вы вот так вот влёгкую "на глазок" сравниваете современного первокурсника и первокурсника тридцать лет назад? Это сильный ход, заслуживает всяческого уважения.
Нет, я так в легкую сравниваю первокурсника 1995 года (себя) и первокурсников с 2003 года, когда начал преподавать (самостоятельно, а не как аспирант). До 2004 года не нужно было тратить семестр на дочитывание школьной программы, с 2004 — нужно (в частности химию, по профилю вуза). Не каждый студент тогда мог химическую формулу воды записать, про уравнения я уж молчу (этот кошмар в 2004 году творился). После этого начали без вариантов школьную химию читать.
DO>>То есть, время, проводимое в школе увеличили, но занимаются там какой-то фигней, вместо учебы. Y>И школьников тоже? Однако...
Напомню, у меня двое детей учатся в школе. На мультимедийных досках смотрят мультики часто на переменах, иногда на уроках. И если бы учебные.
DO>>Размазали программу еще на один год в началке. Y>Без конкретного сравнения программ это всё разговоры ниачём: одному по ощущениям кажется, что-то одно, другой же нутром чует, что всё совсем иначе.
У меня началка была 3 года, к концу первой четверти мы полностью прошли букварь и все умели читать и писать (весь класс). Сейчас букварь мусолят от полугода до года (зависит от программы). Это и есть размазывание.
Про ощущения было в исходном посте, я отвечал в его стилистике.
По поводу программ: у меня бабушка учительница, теща — учитель рисования (вообще-то она художник, но с 92 года до 2009 работала в школе).
Здравствуйте, Yoriсk,
Y>Это как раз в тот период шестидневку и ввели, и все говорили "ужас-ужас, разве можно так с детьми". Причём её потом то отменяли, то вводили заново, потом снова отменяли, но для старших классов.
Гмм. Че-т сомнительно.
Во всяком случае, в ленинградских школах в 1970-1980 гг. была стабильная и нерушимая шестидневка.
Здравствуйте, Grizzli, Вы писали:
G>Т.е. вся образовательная система процентов на 70% работает вхолостую. А на все мои замечания о этом оппоненты единственный довод смогли провести только один — что типа оно мозги развивает(!). Угу, 10 лет сидеть в школе по принципу выучил-сдал-выкинул из головы ради развития мозгов. бред.
Это Вы про кого рассказываете?
Про себя?
у вот я много чего помню из школьной программы.
Здравствуйте, Буравчик, Вы писали:
Б>По-моему увеличился объем домашнего задания, увеличились затраты времени на него.
А вот это зря. Вместо того, что бы c ребятами заниматься в классе, преподаватели сваливают свою работу на плечи родителей. Родители же не педагоги! Понятно, что воспитание идет от семьи. Но обучение должны вести профессионалы.