Проблемы с грамотностью
От: Michael7 Россия  
Дата: 07.07.15 04:29
Оценка: 10 (4)
тынц

До середины 1980-х годов программы начальной школы использовали зрительно-логический метод подачи информации, нацеленный на усвоение логики языка и привычку писать в соответствии с тем, что видишь. И старшеклассники тех лет, даже если не помнили конкретных правил, писали грамотно.

А затем произошёл переломный момент: в соответствии с теоретическими разработками психолога Д. Б. Эльконина были приняты учебные программы, основу которых составляет звуковой анализ речи. И все современные программы продолжают обучать в первую очередь звуковому анализу слов, и только потом детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись. То есть современные программы учат детей писать так, как они слышат.

Во всём мире считается, что суть чтения заключается в понимании прочитанного. А у нас победила идея, что суть чтения — произнесение звуков: «…без правильного воссоздания звуковой формы слова невозможно понимание читаемого», — утверждает Д. Эльконин. А как же тогда читают и понимают тексты глухонемые дети, которые, не обладая звуковой речью, обучаются по тем же учебникам, что и дети общеобразовательных школ? Я четыре года работала в школе глухонемых, — эти дети не слышат и не воспроизводят звуковой образ слова, но они хорошо понимают прочитанное и пишут грамотно.


В Санкт-Петербургском государственном университете, в лаборатории социальной психологии, провели следующие эксперименты: ученикам 2-го класса, успешно сдавшим технику чтения, предлагали прочесть вслух два предложения из текста, в котором шла речь о рябенькой курочке с хохолком на голове, а на иллюстрации к рассказу был нарисован щенок. Все дети легко и громко прочитывали два предложения, а на вопрос: «Про кого говорится в тексте?» — уверенно отвечали: «Про собачку». Более того, мы просили детей пересказать прочитанный ими текст и задавали тот же вопрос. Дети легко повторяли прочитанное довольно близко к тексту, почти наизусть… и по-прежнему отвечали, что там говорится про собачку!


В том, что современная молодёжь не читает, виноваты в основном не компьютеры и телевизор, а программы начальной школы. Если в школу приходит ребёнок, не умеющий читать, таким он школу и покинет.

Наши исследования показали: идёт постоянное падение грамотности. Сегодня лишь треть выпускников 11-х классов может понимать содержание научных и литературных текстов. Остальные не только не в состоянии учиться дальше, но у них возникают серьёзные проблемы в выборе работы: некоторые профессии, даже не требующие высшего образования, предполагают понимание написанного. Кстати, и литература, в том числе и художественная, доступна им уже не вся.

Отредактировано 07.07.2015 4:38 Michael7 . Предыдущая версия . Еще …
Отредактировано 07.07.2015 4:31 Michael7 . Предыдущая версия .
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.