Понаехал тут к матушке в гости на Урал (она у меня учитель) прослушал очередную порцию перлов про нашу родную систему образования.
Дальше может будет банальщина, но я на конкретном примере понял, почему у нас в России не взлетает и никогда не взлетит ни одна программа информатизации чего бы то ни было. А всё просто — чиновники, когда придумывают очередную "программу" вообще не закладывают ни законодательную базу, ни финансовую базу под техническое СОПРОВОЖДЕНИЕ.
Берем конкретную школу. По государственной программе провели интернет, воткнули в каждый класс компьютер, поставили принтер. Отчитались перед президентом: типа интернет работает, учителя довольны, всё прекрасно. Агащаз.
Во-первых, резко и остро стоит проблема компетенции пользователей. Учителя в своей массе люди пожилые и инертные касательно разных инноваций и нововведений. Первое время матушка вообще компьютера как огня боялась, но это ладно, лечится курсами, обучениями и т.п.Через пару лет общения с компьютером — кнопки давить научилась.
Во-вторых, не было разработано и введено никаких единых стандартов ведения ЭЛЕКТРОННОЙ документации для школ. Интернет подключили, компьютеры поставили и сказали — а давайте-ка нам всю документацию и отчетность в электронном виде теперь, у вас же есть компьютеры! На выходе — полный зоопарк и кто во что горазд. Кто как смог в ворде программу по предмету написать, тот так и написал. Не умеющие работать с Word (а кто бы их научил) преподаватели с ужасом тыкают кнопочки — у кого как отформатировалось — так и оставляют. Этот факт уже не лечится, т.к. нагрузив учителей электронной отчетностью, наше родное МинОбр никак не позаботилось о реальности этих требований. Конечно, указ подписать легко, а разработать пакет документации по его внедрению — попробуй-ка.
В-третьих, не дай бог что-то сломается. Подключили интернет, дали компьютеры, а дальше — делайте с ними что хотите! Нет в школе штатной единицы системного администратора. В итоге всё отдано на откуп внешним конторам, которые ломят цены каждый в меру своей жадности. Закончился картридж в принтере — учителя тащат заправлять за свои деньги. Ибо государство не предусмотрело в бюджете статью на закупку новых картриджей, а тот бюджет, что предусмотрен — ждать картриджа приходится до конца учебного года. Интернет часто не работает, куда по этому поводу обращаться — учителя не знают. Не создало государство инфраструктуру "техподдержки" под свои инновационные распильные программы, ибо дорого это наверное.
В-четвертых, о, это отдельная песня! Электронные дневники! Пару лет назад МинОбр спустил сверху указ — внедряем электронные дневники, не знаю по какой причине выбран был проект www.in-class.ru. Внедрение и обучение учетилей работе там шло с кровью и потом. Я когда впервые его увидел, признаться, думал, что это государственная поделка. Настолько там всё было убого и неудобно. Но проект быстро развивался и, в целом, учителя надрочились там работать. Стало довольно удобно, все привыкли, да и идея электронных дневников хороша (это даже моя мама признаёт). Только всё устаканилось и все научились — ОПА! А проект-то оказывается коммерческий и (кто бы сомневался) хочет окупить затраты на разработку. Школам выставили ценник — государство быстренько самоустранилось (как будто не по его указке всё это внедрялось). Кто-то решил платить, кто-то отказался. Вот в Челябинской области — отказались, вместо этого накатали своё поделие — ужаснее которого в эргономическом плане я еще не видел. А учителям, уже привыкшим к старой системе, что делать? Срочно переучиваться какие новые кнопки тыкать... с кровью и потом.
В-пятых, кроме бумажной отчетности учителям добавилась еще и электронная. Думаете за это им платят деньги? Агащаз! Вот вам требование, чтобы всё было оформлено в электронном виде, у вас же есть компьютер! А когда учитель должен за этим компьютером сидеть и работать? Вместо уроков? После уроков? Приходится учителям всё делать в личное время, и ни копейки никто за это не получает, за все эти электронные дневники, электронные планы уроков, электронную отчетность. А времени, сил и нервов это отнимает столько, что на подготовку к урокам времени уже не остаётся.
Короче, пока наше родное государство не перестанет относиться к внедрению информационных технологий как к строительству мостов (построил и забыл, хотя, аналогия не уместна, мосты таки на балансе и за ними следят и ремонтируют), и не начнет закладывать в бюджет средства (причем намного большие, чем на внедрение) на реальную техподдержку своих программ после их внедрения, ничего у нас не изменится.
Во.
--------------------------------------------------------------
Правильно заданный вопрос содержит в себе половину ответа
Поезд стой! Раз, два! — Это у нас везде так.
У меня матушка врач в ЦРБ, примерно тоже самое рассказывала и не только про IT.
Чиновники у нас думают, что достаточно издать указ, и всё будет, но при этом их не волнует как их указания будут выполняться. Это беда, и не только информатизации гос. структур, а вообще всего.
Всё сказанное выше — личное мнение, если не указано обратное.
Здравствуйте, AndrewN, Вы писали:
AN>Короче, пока наше родное государство не перестанет относиться к внедрению информационных технологий как к строительству мостов (построил и забыл, хотя, аналогия не уместна, мосты таки на балансе и за ними следят и ремонтируют), и не начнет закладывать в бюджет средства (причем намного большие, чем на внедрение) на реальную техподдержку своих программ после их внедрения, ничего у нас не изменится.
Дело даже не в этом, а в том что людей, в данном случае учителей, заставляют вообще заниматься ерундой и кучей отчетности. Зачем это все нужно? И как только люди получали образование с бумажными дневниками, а у учителей основная нагрузка, кроме собственно ведения урока и подготовки к нему, была проверка тетрадей. То ли дело сейчас. Составь 100500 отчетов.
Здравствуйте, AndrewN, Вы писали:
AN>Понаехал тут к матушке в гости на Урал (она у меня учитель) прослушал очередную порцию перлов про нашу родную систему образования.
В любом процессе внедрения информационных систем успех на 99% зависит от заинтересованности в ней руководства (в данном случае от интересов руководства школы). Если такой заинтересованности нет то все именно так и заканчивается.
Такое я видел в ВУЗах. Если система реально нужна и руководство выражает свой интерес не только на словах но и на деле, то система будет работать и через год и через 5. Если не особо нужна то "внедрят" для галочки и забудут. Причем эти две крайности я видел в одном и том же ВУЗе при одном и том же руководстве.
Здравствуйте, AndrewN, Вы писали:
AN>Дальше может будет банальщина, но я на конкретном примере понял, почему у нас в России не взлетает и никогда не взлетит ни одна программа информатизации чего бы то ни было. А всё просто — чиновники, когда придумывают очередную "программу" вообще не закладывают ни законодательную базу, ни финансовую базу под техническое СОПРОВОЖДЕНИЕ.
При чем здесь чиновники? Непонятно. Финансовая база заложена в бюджетах школ...
AN>В-третьих, не дай бог что-то сломается. Подключили интернет, дали компьютеры, а дальше — делайте с ними что хотите! Нет в школе штатной единицы системного администратора. В итоге всё отдано на откуп внешним конторам, которые ломят цены каждый в меру своей жадности. Закончился картридж в принтере — учителя тащат заправлять за свои деньги. Ибо государство не предусмотрело в бюджете статью на закупку новых картриджей, а тот бюджет, что предусмотрен — ждать картриджа приходится до конца учебного года. Интернет часто не работает, куда по этому поводу обращаться — учителя не знают. Не создало государство инфраструктуру "техподдержки" под свои инновационные распильные программы, ибо дорого это наверное.
Волей случая, я участвую в управляющем совете школы от родителей (можете спросить у мамы, что это за штука такая). Так вот, школы это вполне себе почти коммерческие учреждения, которые получают федеральное подушевое финансирование (не могу точно сказать — есть ли разница в выделяемых средствах на одного ребенка в зависимости от субъекта) и расходуют средства в соответствии с утвержденным ими же бюджетом. Т.е., если директор школы не заложил расходы на картриджи в свой бюджет, то тратить деньги на них он и не сможет. Если заложил — то проблем с картриджами не возникает. Тоже самое и с любыми работами. Сейчас все очень строго стало — есть площадка, где все школы просто обязаны открыть тендер на предоставление услуг и не дай бог что-то там будет не так с тендерами. За этим строго следят конкуренты — чуть что не так — бегут в суд. Цена тендера тоже не берется с потолка, и получается, что т.н. распильные схемы — это скорее всего инициатива директора самой школы. В сухом остатке — если директор нормальный и нормально налажено планирование бюджета, то и в школе все будет нормально, а если директор никак не может наладить процесс бюджетирования, то ни на что денег и не будет хватать.
AN>В-четвертых, о, это отдельная песня! Электронные дневники!
Не знаю, как по всей стране, но в Москве это ЭлЖур — вполне удобная система. Бесплатна в достаточной части, чтобы увидеть дневник, оценки и задания. Если нужны какие-то графики и уведомления по SMS — платно. Но мне платные услуги не нужны — третий год буду пользоваться только бесплатной частью.
AN>В-пятых, кроме бумажной отчетности учителям добавилась еще и электронная. Думаете за это им платят деньги? Агащаз!
У учителя нет графика работы типа: сколько-то часов учит, остальное свободен — деньги ему платят за все и за учебу и за отчетность. Хотя, согласен — с последней зачастую перегибают.
я так понимаю что предлагается провести аттестацию и уволить некомпетентных преподавателей, а на их место и зарплату принудительно рекрутировать грамотных ит специалистов их ит компаний?