Понаехал тут к матушке в гости на Урал (она у меня учитель) прослушал очередную порцию перлов про нашу родную систему образования.
Дальше может будет банальщина, но я на конкретном примере понял, почему у нас в России не взлетает и никогда не взлетит ни одна программа информатизации чего бы то ни было. А всё просто — чиновники, когда придумывают очередную "программу" вообще не закладывают ни законодательную базу, ни финансовую базу под техническое СОПРОВОЖДЕНИЕ.
Берем конкретную школу. По государственной программе провели интернет, воткнули в каждый класс компьютер, поставили принтер. Отчитались перед президентом: типа интернет работает, учителя довольны, всё прекрасно. Агащаз.
Во-первых, резко и остро стоит проблема компетенции пользователей. Учителя в своей массе люди пожилые и инертные касательно разных инноваций и нововведений. Первое время матушка вообще компьютера как огня боялась, но это ладно, лечится курсами, обучениями и т.п.Через пару лет общения с компьютером — кнопки давить научилась.
Во-вторых, не было разработано и введено никаких единых стандартов ведения ЭЛЕКТРОННОЙ документации для школ. Интернет подключили, компьютеры поставили и сказали — а давайте-ка нам всю документацию и отчетность в электронном виде теперь, у вас же есть компьютеры! На выходе — полный зоопарк и кто во что горазд. Кто как смог в ворде программу по предмету написать, тот так и написал. Не умеющие работать с Word (а кто бы их научил) преподаватели с ужасом тыкают кнопочки — у кого как отформатировалось — так и оставляют. Этот факт уже не лечится, т.к. нагрузив учителей электронной отчетностью, наше родное МинОбр никак не позаботилось о реальности этих требований. Конечно, указ подписать легко, а разработать пакет документации по его внедрению — попробуй-ка.
В-третьих, не дай бог что-то сломается. Подключили интернет, дали компьютеры, а дальше — делайте с ними что хотите! Нет в школе штатной единицы системного администратора. В итоге всё отдано на откуп внешним конторам, которые ломят цены каждый в меру своей жадности. Закончился картридж в принтере — учителя тащат заправлять за свои деньги. Ибо государство не предусмотрело в бюджете статью на закупку новых картриджей, а тот бюджет, что предусмотрен — ждать картриджа приходится до конца учебного года. Интернет часто не работает, куда по этому поводу обращаться — учителя не знают. Не создало государство инфраструктуру "техподдержки" под свои инновационные распильные программы, ибо дорого это наверное.
В-четвертых, о, это отдельная песня! Электронные дневники! Пару лет назад МинОбр спустил сверху указ — внедряем электронные дневники, не знаю по какой причине выбран был проект
www.in-class.ru. Внедрение и обучение учетилей работе там шло с кровью и потом. Я когда впервые его увидел, признаться, думал, что это государственная поделка. Настолько там всё было убого и неудобно. Но проект быстро развивался и, в целом, учителя надрочились там работать. Стало довольно удобно, все привыкли, да и идея электронных дневников хороша (это даже моя мама признаёт). Только всё устаканилось и все научились — ОПА! А проект-то оказывается коммерческий и (кто бы сомневался) хочет окупить затраты на разработку. Школам выставили ценник — государство быстренько самоустранилось (как будто не по его указке всё это внедрялось). Кто-то решил платить, кто-то отказался. Вот в Челябинской области — отказались, вместо этого накатали своё поделие — ужаснее которого в эргономическом плане я еще не видел. А учителям, уже привыкшим к старой системе, что делать? Срочно переучиваться какие новые кнопки тыкать... с кровью и потом.
В-пятых, кроме бумажной отчетности учителям добавилась еще и электронная. Думаете за это им платят деньги? Агащаз! Вот вам требование, чтобы всё было оформлено в электронном виде, у вас же есть компьютер! А когда учитель должен за этим компьютером сидеть и работать? Вместо уроков? После уроков? Приходится учителям всё делать в личное время, и ни копейки никто за это не получает, за все эти электронные дневники, электронные планы уроков, электронную отчетность. А времени, сил и нервов это отнимает столько, что на подготовку к урокам времени уже не остаётся.
Короче, пока наше родное государство не перестанет относиться к внедрению информационных технологий как к строительству мостов (построил и забыл, хотя, аналогия не уместна, мосты таки на балансе и за ними следят и ремонтируют), и не начнет закладывать в бюджет средства (причем намного большие, чем на внедрение) на реальную техподдержку своих программ после их внедрения, ничего у нас не изменится.
Во.