в связи с окончанием своего исследовательского проекта задумался о новой теме. и пришла мне в голову мысль, что не плохо было бы исследовать вопросы маркетинга в области софта. софт ведь обладает своими характерными особенностями, делающими подходы классического маркетинга не эффективными в ряде случаев: он (софт) с одной стороны вроде бы продукт (конкретная штука), но с другой стороны имеет признаки услуги (нематериальность, 0-вая стоимость тиражирования, юзер — неотемлемая часть софта), дистрибуционный канал "интернет" делает его доступным сразу на всех географических рынках, но освоение этих рынков подразумевает огромный рекламный бюджет и т.д., и т.п.
следуя этой мысли порылся в интернете — а нет ли уже фундаментальных трудов в этой области. с наскоку ничего подобного не нашел (если не считать многочисленных ненаучных блоггеров).
в связи с этим вопросы к форумчанам:
1. прав ли я в своем утверждении, что по теме "маркетинг софта" фундаментальных трудов нет?
1.а. если я не прав — подкиньте, пожалуйста, ссылочек на источники или хотя бы где и что вы об этом слышали.
2. считаете ли вы исследования, которые прольют свет на то, как именно следует адаптировать классический маркетинг и его инструменты для применения к софту, востребованными, интересными, перспективными
2.а. для науки?
2.б. для софтверной индустрии?
2.в. лично вам?
3. какие темы в области маркетинга софта вы считаете особенно интересными и востребованными?
4. какие аргументы вы модете привести против исслеований в области маркетинга софта?
Здравствуйте, paul.marx, Вы писали:
PM>...не плохо было бы исследовать вопросы маркетинга в области софта.
мне — тема интересная.
PM>софт ведь обладает своими характерными особенностями, делающими подходы классического маркетинга не эффективными в ряде случаев: он (софт) с одной стороны вроде бы продукт (конкретная штука), но с другой стороны имеет признаки услуги (нематериальность, 0-вая стоимость тиражирования, юзер — неотемлемая часть софта), дистрибуционный канал "интернет" делает его доступным сразу на всех географических рынках, но освоение этих рынков подразумевает огромный рекламный бюджет и т.д., и т.п.
угу.
PM>следуя этой мысли порылся в интернете — а нет ли уже фундаментальных трудов в этой области. с наскоку ничего подобного не нашел (если не считать многочисленных ненаучных блоггеров).
(важно: если мы с Вами одинаково понимаем термин "маркетинг", как его, например, давал котлер. оговорка, потому что новые веяния сводят маркетинг только к продвижению: "продадим все!")
научную базу под это никто не подводил, но как бы это часть работы бизнес-аналитика. но!.. его работа базируется как бы на уже принятых базовых посылах, а изначально рыночные ниши и целевую аудиторию определяет заказчик, так, как он это понимает. т.е. с помощью метода "нет, оно точно так, наверно!".
PM>в связи с этим вопросы к форумчанам:
ничего, что я тут примазался?
PM>1. прав ли я в своем утверждении, что по теме "маркетинг софта" фундаментальных трудов нет?
не видел. скорее всего нет, потому что рынок очень молодой. самые близкие аналогии из мира медиа и сервиса.
PM>1.а. если я не прав — подкиньте, пожалуйста, ссылочек на источники или хотя бы где и что вы об этом слышали.
(в сети есть электронные версии).
PM>2. считаете ли вы исследования, которые прольют свет на то, как именно следует адаптировать классический маркетинг и его инструменты для применения к софту, востребованными, интересными, перспективными
imho да.
PM>2.а. для науки?
историю, как за чисто математическую теорию win-win дали нобелевку по экономике надо напоминать?
PM>2.б. для софтверной индустрии?
imho да.
PM>2.в. лично вам?
однозначно. если(!) будет в открытом доступе, почитаю с удовольствием.
PM>3. какие темы в области маркетинга софта вы считаете особенно интересными и востребованными?
ну как в классике: определение целевой аудитории, разделение рынка на сегменты, эффективность разных каналов... ну и там прямо по энциклопедии. точнее было бы удобно по этапам развития продукта. чем более ранняя стадия — тем более интересна. потому что когда в драку ввязался, то теорией заниматься уже поздно — работать надо.
PM>4. какие аргументы вы модете привести против исслеований в области маркетинга софта?
быстро изменяющаяся область. есть шанс, что к концу работы рынок окажется уже в сильно другой точке, и акценты надо было делать на другие вопросы. например, такое понятие, как поставщик, может сильно устареть.
PM>заранее благодарен за Ваш инпут!
ой да ладно, че там... во
Здравствуйте, paul.marx, Вы писали:
PM>3. какие темы в области маркетинга софта вы считаете особенно интересными и востребованными?
Присоединяюсь к предыдущему товарищу.
Но вот что еще интересно рассмотреть: если ПО ближе к услуге, чем к товару, то как это влияет на авторское право?
Особенно по поводу нелегального копирования.
Нелегальную услугу, которая была бы точной копией легальной, получить невозможно?
Или возможно?
Проституция — это нелегальная услуга, копирующая не услугу?
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>Здравствуйте, paul.marx, Вы писали:
PM>>3. какие темы в области маркетинга софта вы считаете особенно интересными и востребованными? LVV>Но вот что еще интересно рассмотреть: если ПО ближе к услуге, чем к товару, то как это влияет на авторское право?
это не маркетинг, а юриспруденция.
но таки да — интересно. во
спасибо за ответ!
B>(важно: если мы с Вами одинаково понимаем термин "маркетинг", как его, например, давал котлер. оговорка, потому что новые веяния сводят маркетинг только к продвижению: "продадим все!")
да, мы, теоретики, тоже обеспокоены таким узким взглядом на маркетинг.
определение котлера, пожалуй, подходит.
B>научную базу под это никто не подводил, но как бы это часть работы бизнес-аналитика. но!.. его работа базируется как бы на уже принятых базовых посылах, а изначально рыночные ниши и целевую аудиторию определяет заказчик, так, как он это понимает. т.е. с помощью метода "нет, оно точно так, наверно!".
ну, наша работа в том и заключается, чтобы снабдить аналитика необходимыми знаниями и подходящим инструментарием.
в случае, если в игру вступает заказчик, то тогда он должен быть вооружен этими инструментами и спускать цели с "информированной" позиции.
PM>>в связи с этим вопросы к форумчанам:
B>ничего, что я тут примазался?
кто здесь?
PM>>1. прав ли я в своем утверждении, что по теме "маркетинг софта" фундаментальных трудов нет?
B>не видел. скорее всего нет, потому что рынок очень молодой. самые близкие аналогии из мира медиа и сервиса.
не такой уж он и молодой, этот рынок.
ну да и медиа, и сервис тоже не очень досконально изученны — в особенности медиа.
в общем — на то и ставка. если все известно, то негде делать прорыв
PM>>1.а. если я не прав — подкиньте, пожалуйста, ссылочек на источники или хотя бы где и что вы об этом слышали.
B>посмотрите сюда
спасибо!
PM>>2. считаете ли вы исследования, которые прольют свет на то, как именно следует адаптировать классический маркетинг и его инструменты для применения к софту, востребованными, интересными, перспективными
B>imho да.
PM>>2.а. для науки?
B>историю, как за чисто математическую теорию win-win дали нобелевку по экономике надо напоминать?
пожалуй, стоит намекнуть предметнее, если вы не о теории игр.
PM>>2.б. для софтверной индустрии?
B>imho да.
PM>>2.в. лично вам?
B>однозначно. если(!) будет в открытом доступе, почитаю с удовольствием.
да, будет. иначе я не получу финансирования
PM>>3. какие темы в области маркетинга софта вы считаете особенно интересными и востребованными?
B>ну как в классике: определение целевой аудитории, разделение рынка на сегменты, эффективность разных каналов... ну и там прямо по энциклопедии.
не, учебник писать не хотелось бы. тем более, что эти темы, за исключением последней, как вы сами заметили, чудесно покрываются классической теорией.
B>точнее было бы удобно по этапам развития продукта. чем более ранняя стадия — тем более интересна. потому что когда в драку ввязался, то теорией заниматься уже поздно — работать надо.
честно говоря, не вижу особой связи между стадиями развития продукта и особенностями маркетинга. по-моему, я вас просто не понимаю. прокомментируйте, пожалуйста!
PM>>4. какие аргументы вы модете привести против исслеований в области маркетинга софта?
B>быстро изменяющаяся область. есть шанс, что к концу работы рынок окажется уже в сильно другой точке, и акценты надо было делать на другие вопросы. например, такое понятие, как поставщик, может сильно устареть.
разумно! буду долбить тему порциями — через отдельные публикации к отдельным темам/аспектам.
PM>>заранее благодарен за Ваш инпут! B>ой да ладно, че там... во
все равно спасибо!
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>Здравствуйте, paul.marx, Вы писали:
PM>>3. какие темы в области маркетинга софта вы считаете особенно интересными и востребованными? LVV>Присоединяюсь к предыдущему товарищу. LVV>Но вот что еще интересно рассмотреть: если ПО ближе к услуге, чем к товару, то как это влияет на авторское право? LVV>Особенно по поводу нелегального копирования. LVV>Нелегальную услугу, которая была бы точной копией легальной, получить невозможно? LVV>Или возможно? LVV>Проституция — это нелегальная услуга, копирующая не услугу?
тут три аспекта:
1. ПО, в отношении авторского права, ближе к медиа продуктам типа мп3, цд, двд и т.п. да и услуга как таковая объектом авторского права врядли может быть: авторское право на уборку, продажу билетов, подстижку, доставку пиццы — как-то сложно найти место приложения авторства
2. авторское право — предмет законодательства определенной страны, в общем случае не обязательно логично, а, скорее, представляет интересы всеразличных, в том числе и общественных, лобби. то есть мало того, что оно может варьироваться от страны к стране, но и применение к софту положений из другой области — "по аналогии" — чаще всего не допустимо.
3. наглядный пример — названная вами проституция. в некоторых странах она очень даже легальна, проститутки платят налоги, социально застрахованны, получают пособия по безработитце и пенсию.
ну это так — вброс.
от себя: поскольку право зачастую руководствуется соображениями не столько связанными с природой и свойствами самого объекта права, сколько соображениями морали, удобства, целесообразности и прочей фигни, вопрос авторского права для ПО как научный труд не очень перспективен, а его результаты имеют только локальную (географически) валидность. к тому же, это не маркетинг
Здравствуйте, paul.marx, Вы писали:
B>>историю, как за чисто математическую теорию win-win дали нобелевку по экономике надо напоминать? PM>пожалуй, стоит намекнуть предметнее, если вы не о теории игр.
угу.
"Джон Форбс Нэш младший (англ. John Forbes Nash, Jr.; род. 13 июня 1928, Блюфилд, Западная Виргиния) — американский математик, работающий в области теории игр и дифференциальной геометрии. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1994 года «За анализ равновесия в теории некооперативных игр» (вместе с Райнхардом Зелтеном и Джоном Харсани)[1]. Известен широкой публике большей частью по биографической драме Рона Ховарда «Игры разума» (англ. A Beautiful Mind) о его математическом гении и борьбе с шизофренией."
PM>>>3. какие темы в области маркетинга софта вы считаете особенно интересными и востребованными? B>>ну как в классике: определение целевой аудитории, разделение рынка на сегменты, эффективность разных каналов... ну и там прямо по энциклопедии. PM>не, учебник писать не хотелось бы. тем более, что эти темы, за исключением последней, как вы сами заметили, чудесно покрываются классической теорией.
в таком случае надо определить оригинальный компонент, который или отличается от классики, или не присутствует в ней. Вам виднее, но я бы начал с исследования знакомых "топиков" в новой области. там и разницу проще было бы найти.
B>>точнее было бы удобно по этапам развития продукта. чем более ранняя стадия — тем более интересна. потому что когда в драку ввязался, то теорией заниматься уже поздно — работать надо. PM>честно говоря, не вижу особой связи между стадиями развития продукта и особенностями маркетинга. по-моему, я вас просто не понимаю. прокомментируйте, пожалуйста!
исследования, разработка концепции, разработка прототипа, выход на тестирование, продакшн.
исследования без маркетинга делать можно (возможно, даже нужно ), а вот дальше надо включать исследование рынка. что и на каком этапе — это уже вопрос. и что на что влияет — для меня тоже вопрос. например неправильное определение целевой группы может быть определено только после выхода прототипа. но к этому моменту уже толпа народу подключена в проект, и процесс набрал нехилую такую динамику. как-бы придумать, что бы исследования в подопытными юзерами можно было проводить пораньше. дешевле.
поставщики возможно есть, а возможно их нет, зато есть "радуга" каналов доставки. продакшн должен знать про эти каналы. иначе допиливать надо будет.
PM>разумно! буду долбить тему порциями — через отдельные публикации к отдельным темам/аспектам.