Я уже давно скачал с сайта Минобразования драфты новых стандартов бакалавров и магистров.
Но как-то не очень в них всматривался. А седни чего-то полез и обнаружил совершенно прекрасную картину...
Стандарт бакалавра по направлению 124.
1. Гуманитарный цикл:всего от 35 до 44 кредитов.
Обязательными являются только 4 дисциплины, в том числе иностранный и экономика.
То есть, история и философия, остаются, но остальное — на усмотрение вуза.
Обязательные занимают половину — 17-22 кредита.
2. Математика и естественнонаучные. 70-75 кредитов (в 2 раза больше гуманитарных).
Обязательными являются 6 дисциплин, среди которых и дискретная математика, и матлогика с теорией алгоритмов,
и теория автоматов с формальными языками — джентельменский набор.
Этот набор составляет половину — 35-37 кредитов. Остальное на усмотрение вуза.
3. Профессиональный цикл — 100-105 кредитов.
Порадовал список обязательных дисциплин из 13 предметов.
Среди них я впервые увидел обязательную дисциплину Тестирование ПО.
Отдельная дисциплина Разработка требований.
Отдельная — Экономика программной инженерии.
Отдельно — Управление программными проектами.
И еще есть отдельно Проектирование и архитектура программных систем, и отдельно — Конструирование ПО.
И даже отдельно Проектирование человеко-машинного обеспечения.
Из неожиданностей — убрали из обязательных Системное ПО, хотя Операционные системы остались.
И нет отдельного курса по программированию. Зато есть Информатика и программирование.
И еще 12-15 кредитов — производственная практика.
А всего — 240 кредитов.
Почему радуюсь — вроде так и должно быть?
А потому, что уже и наверху осознали, что для управления разработкой нужен отдельный курс, для тестирования — отдельный.
И что проектирование архитектуры и разработка (конструирование) — это разные предметы.
А не запихали все в одну безликую Технологию программирования.
И даже Экономика программной инженерии появилась отдельно.
Мы у себя эту экономику уже лет 8-9 читаем -ввели как региональный компонент...
В общем — жду нового стандарта с кайфом...
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Занятия
лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять
более 50% аудиторных занятий.
...
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении основной образовательной программы в очной форме обучения
составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят
обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
13 пар в неделю — 2-3 в день, из них 1 лекция — шикарно, ёк!
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного
компонента учебного процесса, включая развитие студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций,
спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
Превед отчётность и аттестация
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование ... компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор
конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги.
...
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах ... в целом в учебном
процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий.
Лекции — 50% аудиторных, 20% — игрища, на лабораторные и семинары оставляем 30%. Ххых.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены
встречи с представителями российских и зарубежных компаний,
государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и
специалистов.
Подарочек регионам.
В общем как всегда — взяли готовые планы (в этом случае — от МГТУ). Непорядок вообще-то.
Вон типовую систему менеджмента ВУЗа разрабатывает электротехнический университет (ЛЭТИ). Я так думаю, по информационным специальностям надо брать пример с ВШЭ или МЭСИ какого-нить. А математикам-физикам — с РАЕН.
О! А самая прелесть — у магистров. 2 года будут преподаваться (из обязательных):
-Методология научных исследований
-Теория систем и системный анализ
-Моделирование
...
-Методология программной инженерии
Они шизанулись изучать общие дисциплины на последних годах обучения??? Обычно как-то наоборот: даём базис до 3го курса, дальше — специальные и продвинутые дисциплины. Интересно, как это товарищи изучают управление требованиями и т.п., а потом, на 5м и 6м курсах с изумлением познают
- системные основы программной инженерии;
— профили стандартов жизненного цикла программного продукта;
— модели и процессы управления программными проектами;
— методы планирования и управления
ресурсами жизненного цикла программного
обеспечения;
...
Здравствуйте, Sinix, Вы писали:
S>Вон типовую систему менеджмента ВУЗа разрабатывает электротехнический университет (ЛЭТИ).
Наврал — совместно с такими признанными авторитетами, как
Московский государственный институт стали и сплавов (МИСиС)
Московский государственный технологический университет «Станкин» (МГТУ «Станкин»)
и Томский политехнический университет (ТПУ).
S>Занятия
S>лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять
S>более 50% аудиторных занятий.
S>...
S>Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при
S>освоении основной образовательной программы в очной форме обучения
S>составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят
S>обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
S>13 пар в неделю — 2-3 в день, из них 1 лекция — шикарно, ёк!
Дык это и сейчас так. Но сейчас у меня ОДИН предмет технология программирования, а будет 5 вместо одного.
И физику (3 семестра!!!!) с электроникой и электротехникой мне читать не нужно.
Всякие ТАУ, которые нужны только очень специальным программистам — в лес. Основы организации производства, основы инженерной графики — в лес! Лучше автокад прочитать, чем черчение... И прочая...
Так что — ГОРАЗДО лучше, чем сейчас. Хотя и действующие вместо прежних — просто блеск!
Химию, например, у АСУшников убрали... S>
S>Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного
S>компонента учебного процесса, включая развитие студенческого
S>самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций,
S>спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
S>Превед отчётность и аттестация
А это и сейчас есть — не пугает. S>
S>Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
S>широкое использование ... компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор
S>конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги.
S>...
S>Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах ... в целом в учебном
S>процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий.
S>Лекции — 50% аудиторных, 20% — игрища, на лабораторные и семинары оставляем 30%. Ххых.
Нифига! Во-первых, в стандартах не прописано, что на лекции — 50%. е прописан даже общий объем дисциплины.
Так что тут — практически полная свобода. S>
S> В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены
S>встречи с представителями российских и зарубежных компаний,
S>государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и
S>специалистов.
S>Подарочек регионам.
Не пугает — у меня выпускников, работающих в центре и за бугром — хватает.
Я даже собственных выпускников в ГАК приглашал. Ибо всем требованиям удовлетворяют.
Кандидаты наук.
Формально — чужие работники, а фактически — свои. S>В общем как всегда — взяли готовые планы (в этом случае — от МГТУ). Непорядок вообще-то. S>Вон типовую систему менеджмента ВУЗа разрабатывает электротехнический университет (ЛЭТИ). Я так думаю, по информационным специальностям надо брать пример с ВШЭ или МЭСИ какого-нить. А математикам-физикам — с РАЕН.
Не... Вы не в курсе, что в ЛЭТИ — Советов Борис Яковлевич. Он заведующий кафедрой АСОИУ уже Бог знает сколько лет. Еще в СССР кафедра была открыта — можно посмотреть, в каком годе. И он является председателем научно-методической комиссии по специальности Автоматизированные системы обработки информации и управления. Я был членом этой комиссии 2003-2005 году. Так что тут — все по делу.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Здравствуйте, Sinix, Вы писали:
S>Здравствуйте, LaptevVV.
S>О! А самая прелесть — у магистров. 2 года будут преподаваться (из обязательных):
S>
S>-Методология научных исследований
S>-Теория систем и системный анализ
S>-Моделирование
S>...
S>-Методология программной инженерии
S>Они шизанулись изучать общие дисциплины на последних годах обучения??? Обычно как-то наоборот: даём базис до 3го курса, дальше — специальные и продвинутые дисциплины. Интересно, как это товарищи изучают управление требованиями и т.п., а потом, на 5м и 6м курсах с изумлением познают
Ну, уже не три, а четыре года будет изучение основных дисциплин. И это хорошо. S>
S>- системные основы программной инженерии;
S>- профили стандартов жизненного цикла программного продукта;
S>- модели и процессы управления программными проектами;
S>- методы планирования и управления
S>ресурсами жизненного цикла программного
S>обеспечения;
S>...
S>Без слов.
Да не смотрите вы на название дисциплин. Дело в глубине изучения.
Например, в проектировании архитектуры программных систем. Про стандарты упоминается, а магистры — отдельную дисциплину имеют для детального изучения этого вопроса.
Магистерские дисциплины более мелкие и специальные, но более глубокие.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Здравствуйте, LaptevVV!
S>>13 пар в неделю — 2-3 в день, из них 1 лекция — шикарно, ёк! LVV>Дык это и сейчас так. Но сейчас у меня ОДИН предмет технология программирования, а будет 5 вместо одного.
Хмм... 4-5 в день было на 1-2м курсах. Потом да, поменьше.
LVV>И физику (3 семестра!!!!) с электроникой и электротехникой мне читать не нужно.
Ну, физику (в плане базиса) я бы оставил.
LVV>Всякие ТАУ, которые нужны только очень специальным программистам — в лес. Основы организации производства, основы инженерной графики — в лес! Лучше автокад прочитать, чем черчение... И прочая...
+1
LVV>Так что — ГОРАЗДО лучше, чем сейчас. Хотя и действующие вместо прежних — просто блеск!
Хз. Очевидно у нас идиотизм стандарта сильно смягчался необязательностью его исполнения.
S>>Превед отчётность и аттестация LVV>А это и сейчас есть — не пугает.
Не-не. Оно есть в положении о ВУЗе. А сейчас оно вынесено в стандарт образовательной дисциплины и при аттестации/аккредитации потребует больше бумажек.
S>>Лекции — 50% аудиторных, 20% — игрища, на лабораторные и семинары оставляем 30%. Ххых. LVV>Нифига! Во-первых, в стандартах не прописано, что на лекции — 50%.
Дык цитата выше
Занятия
лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять
более 50% аудиторных занятий.
LVV>Так что тут — практически полная свобода.
Но 20% времени на всякую ерунду типа деловых игр и психотренинги — это сильно. Но это вполне можно превратить в самостоятельную работу в группах — что есть хорошо.
LVV>Не пугает — у меня выпускников, работающих в центре и за бугром — хватает.
О! что-то я про выпускников не подумал.
S>>В общем как всегда — взяли готовые планы (в этом случае — от МГТУ). Непорядок вообще-то. S>>Вон типовую систему менеджмента ВУЗа разрабатывает электротехнический университет (ЛЭТИ). Я так думаю, по информационным специальностям надо брать пример с ВШЭ или МЭСИ какого-нить. А математикам-физикам — с РАЕН.
LVV>Не... Вы не в курсе, что в ЛЭТИ — Советов Борис Яковлевич...
Не, это был оффтоп, речь о том что ЛЭТИ типа лидер в системах менеджмента качества — это почти никаким боком к IT не относится, чистейшая гуманитарщина. Так что не совсем по делу.
LVV>Да не смотрите вы на название дисциплин. Дело в глубине изучения.
Это не название дисциплин. Это то, что магистр должен знать после изучения модуля "Методология программной инженерии".
А темы из базовой части (ТСиСА, моделирование) вообще надо изучать где-то курсе на третьем.
LVV> Про стандарты упоминается, а магистры — отдельную дисциплину имеют для детального изучения этого вопроса.
А не лучше ли не делать такого разрыва, а отчитать в 2 смежных семестра на 4м-5м курсе?
LVV>Магистерские дисциплины более мелкие и специальные, но более глубокие.
Пока обратное впечатление.
Здравствуйте, Sinix, Вы писали:
S>Здравствуйте, LaptevVV!
S>>>13 пар в неделю — 2-3 в день, из них 1 лекция — шикарно, ёк! LVV>>Дык это и сейчас так. Но сейчас у меня ОДИН предмет технология программирования, а будет 5 вместо одного. S>Хмм... 4-5 в день было на 1-2м курсах. Потом да, поменьше.
Не. Речь не о парах в день, а о наличии отдельных специальных дисциплин, которые раньше были в одной. LVV>>И физику (3 семестра!!!!) с электроникой и электротехникой мне читать не нужно. S>Ну, физику (в плане базиса) я бы оставил.
Наши программисты получают зачет по физике, программируя для препода небольшую обучалку с графическим изображением процесса. Приборов-то нет! И физику учить неохота. Вот и пишут обучалочки по физике за зачет LVV>>Так что — ГОРАЗДО лучше, чем сейчас. Хотя и действующие вместо прежних — просто блеск! S>Хз. Очевидно у нас идиотизм стандарта сильно смягчался необязательностью его исполнения.
Свободы просто дали гораздо больше. S>>>Превед отчётность и аттестация LVV>>А это и сейчас есть — не пугает. S>Не-не. Оно есть в положении о ВУЗе. А сейчас оно вынесено в стандарт образовательной дисциплины и при аттестации/аккредитации потребует больше бумажек.
Нифига. Наш вуз входит в систему менеджмента качества по исо 9000. Поэтому у нас каждый год — международный аудит. Мы все знаем и умеем в отчетности... S>
S>Занятия
S>лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять
S>более 50% аудиторных занятий.
Обращаю внимание НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ БОЛЕЕ — то есть как раз должны быть менее... LVV>>Так что тут — практически полная свобода. S>Но 20% времени на всякую ерунду типа деловых игр и психотренинги — это сильно. Но это вполне можно превратить в самостоятельную работу в группах — что есть хорошо.
Именно! LVV>>Не пугает — у меня выпускников, работающих в центре и за бугром — хватает. S>О! что-то я про выпускников не подумал.
Мы — не забываем. На одноклассниках в том числе . S>В общем, если отбросить шелуху — терпимо.
Более чем!
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Здравствуйте, Sinix, Вы писали:
S>Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>>Да не смотрите вы на название дисциплин. Дело в глубине изучения. S>Это не название дисциплин. Это то, что магистр должен знать после изучения модуля "Методология программной инженерии".
А, понятно. Это — компетенции... S>А темы из базовой части (ТСиСА, моделирование) вообще надо изучать где-то курсе на третьем.
А мы возьмем и включим в учебный план бакалавров, пользуясь большой свободой... LVV>> Про стандарты упоминается, а магистры — отдельную дисциплину имеют для детального изучения этого вопроса. S>А не лучше ли не делать такого разрыва, а отчитать в 2 смежных семестра на 4м-5м курсе?
Опоздали, батенька... Двухуровневое образование 4+2 LVV>>Магистерские дисциплины более мелкие и специальные, но более глубокие. S>Пока обратное впечатление.
Будем открывать магистров — посмотрим...
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Здравствуйте, LaptevVV!
S>>>>13 пар в неделю — 2-3 в день, из них 1 лекция — шикарно, ёк! LVV>Не. Речь не о парах в день, а о наличии отдельных специальных дисциплин, которые раньше были в одной.
Хммм... интересно: в старом стандарте было то же ограничение в 27 часов — но в среднем за весь период теоретического обучения. Плюс верхняя планка в 54. Очевидно что посчитали и полгода перед ИГА, когда занятий считай что нет — отсюда и 3 пары в день в среднем. Здесь такого фокуса не выкинешь. Так что ещё вопрос как впихать невпихуемое.
S>>Ну, физику (в плане базиса) я бы оставил. LVV>Наши программисты получают зачет по физике, программируя для препода небольшую обучалку с графическим изображением процесса. Приборов-то нет! И физику учить неохота. Вот и пишут обучалочки по физике за зачет
Ну у нас совсем не так было — вплоть до демонстрации советских обучающих фильмов на плёнке.
S>>Не-не. Оно есть в положении о ВУЗе. А сейчас оно вынесено в стандарт образовательной дисциплины и при аттестации/аккредитации потребует больше бумажек. LVV>Нифига. Наш вуз входит в систему менеджмента качества по исо 9000. Поэтому у нас каждый год — международный аудит. Мы все знаем и умеем в отчетности...
Ну мы тоже к этому щастью готовимся. Точнее, к типовой модели, которая слегка пожёстче. Так что тоже знаем и умеем
S>>В общем, если отбросить шелуху — терпимо. LVV>Более чем!
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>А, понятно. Это — компетенции...
Тьху блин! В старых стандартах были ещё примерные темы, изучаемые в рамках дисциплин... развели всяких
S>>А темы из базовой части (ТСиСА, моделирование) вообще надо изучать где-то курсе на третьем. LVV>А мы возьмем и включим в учебный план бакалавров, пользуясь большой свободой...
+5
LVV>>> Про стандарты упоминается, а магистры — отдельную дисциплину имеют для детального изучения этого вопроса. S>>А не лучше ли не делать такого разрыва, а отчитать в 2 смежных семестра на 4м-5м курсе? LVV>Опоздали, батенька... Двухуровневое образование 4+2
Обещали кого-то ставить специалистами. Вон мою родную ПОВТиАС так и не облагородили.
LVV>Будем открывать магистров — посмотрим...
Ага. Всё равно — черновики только.
S>>13 пар в неделю — 2-3 в день, из них 1 лекция — шикарно, ёк! LVV>Дык это и сейчас так. Но сейчас у меня ОДИН предмет технология программирования, а будет 5 вместо одного. LVV>И физику (3 семестра!!!!)
А физика-то уж кому помешала? Тут если зайти в священные войны какие-нибудь — и так мракобесие среди программистов зашкаливает за все разумные пределы, а если еще и физику отменить...
LVV>с электроникой и электротехникой мне читать не нужно. LVV>Всякие ТАУ, которые нужны только очень специальным программистам — в лес.
ээээ. студентам специальности АСУ не нужна ТАУ? это, хм, интересный взгляд на вещи.
Здравствуйте, Sergey Chadov, Вы писали:
S>>>13 пар в неделю — 2-3 в день, из них 1 лекция — шикарно, ёк! LVV>>Дык это и сейчас так. Но сейчас у меня ОДИН предмет технология программирования, а будет 5 вместо одного. LVV>>И физику (3 семестра!!!!) SC>А физика-то уж кому помешала? Тут если зайти в священные войны какие-нибудь — и так мракобесие среди программистов зашкаливает за все разумные пределы, а если еще и физику отменить...
Ну, я б оставил максимум год. LVV>>с электроникой и электротехникой мне читать не нужно. LVV>>Всякие ТАУ, которые нужны только очень специальным программистам — в лес. SC>ээээ. студентам специальности АСУ не нужна ТАУ? это, хм, интересный взгляд на вещи.
Ну, специальность (вернее, направление) по стандарту называется "Программная инженерия".
И ТАУ может пригодиться в АСУТП, но отнюдь не в АСУ. Для наших, которые все без исключения уходят в программирование всякого рода бизнес-сисем ТАУ вообще как пятое колесо в телеге. Лучше б теорию графов углубили, а то дискретки не хватает.
Или поизучали б поглубже математические основы шифрования и кодирования.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
SC>>А физика-то уж кому помешала? Тут если зайти в священные войны какие-нибудь — и так мракобесие среди программистов зашкаливает за все разумные пределы, а если еще и физику отменить... LVV>Ну, я б оставил максимум год.
ага, уравнять с гуманитариями, обозвать КСЕ и расказывать там про торсионные поля.
LVV>>>с электроникой и электротехникой мне читать не нужно. LVV>>>Всякие ТАУ, которые нужны только очень специальным программистам — в лес. SC>>ээээ. студентам специальности АСУ не нужна ТАУ? это, хм, интересный взгляд на вещи. LVV>Ну, специальность (вернее, направление) по стандарту называется "Программная инженерия". LVV>И ТАУ может пригодиться в АСУТП, но отнюдь не в АСУ. Для наших, которые все без исключения уходят в программирование LVV> всякого рода бизнес-сисем ТАУ вообще как пятое колесо в телеге.
Тогда откройте специальность 23105 и не морочьте голову ни себе ни студентам.
LVV> Лучше б теорию графов углубили, а то дискретки не хватает. LVV>Или поизучали б поглубже математические основы шифрования и кодирования.
Так углубьте, в чем проблема, неужто мало всякого регионально-вузовского компонента? А если какой-нибудь модный псевдо-предмет типа "менеджмента" выкинуть? В конце концов можно организовать дополнительные занятия без включения в учебный план и зачетку, было бы желание.
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>Я уже давно скачал с сайта Минобразования драфты новых стандартов бакалавров и магистров. LVV>Но как-то не очень в них всматривался. А седни чего-то полез и обнаружил совершенно прекрасную картину... LVV>Стандарт бакалавра по направлению 124.
Валерий, а можно ссылку на первоисточник, откуда скачивал.
А то долго искал и ничего не нашел. Видно, очень, далек от темы образования.
Здравствуйте, craft-brother, Вы писали:
LVV>>Стандарт бакалавра по направлению 124. CB>Валерий, а можно ссылку на первоисточник, откуда скачивал. CB>А то долго искал и ничего не нашел. Видно, очень, далек от темы образования.
Вот здесь посмотрите: http://www.edu.ru/db/portal/spe/okso_fgos.htm
Там в настоящий момент я обнаружил направления 121 и 1222. 124 уже на утверждении в министерстве юстиции.
Поищите номер приказа МО РФ за номером 593 — непосредственно в гугле
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>Здравствуйте, craft-brother, Вы писали:
LVV>>>Стандарт бакалавра по направлению 124. CB>>Валерий, а можно ссылку на первоисточник, откуда скачивал. CB>>А то долго искал и ничего не нашел. Видно, очень, далек от темы образования.
LVV>Вот здесь посмотрите: LVV>http://www.edu.ru/db/portal/spe/okso_fgos.htm LVV>Там в настоящий момент я обнаружил направления 121 и 1222. 124 уже на утверждении в министерстве юстиции. LVV>Поищите номер приказа МО РФ за номером 593 — непосредственно в гугле
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>Здравствуйте, craft-brother, Вы писали:
LVV>>>Стандарт бакалавра по направлению 124. CB>>Валерий, а можно ссылку на первоисточник, откуда скачивал. CB>>А то долго искал и ничего не нашел. Видно, очень, далек от темы образования.
LVV>Вот здесь посмотрите: LVV>http://www.edu.ru/db/portal/spe/okso_fgos.htm LVV>Там в настоящий момент я обнаружил направления 121 и 1222. 124 уже на утверждении в министерстве юстиции. LVV>Поищите номер приказа МО РФ за номером 593 — непосредственно в гугле
Не нашел стандарт по управлению программными проектами
Если есть возможность, пришли, пожалуйста по e-mail.
Здравствуйте, craft-brother, Вы писали:
LVV>>Вот здесь посмотрите: LVV>>http://www.edu.ru/db/portal/spe/okso_fgos.htm LVV>>Там в настоящий момент я обнаружил направления 121 и 122. 124 уже на утверждении в министерстве юстиции. LVV>>Поищите номер приказа МО РФ за номером 593 — непосредственно в гугле CB>Не нашел стандарт по управлению программными проектами CB>Если есть возможность, пришли, пожалуйста по e-mail.
Нет такого стандарта.
Такм 4 направления:
121 — Информатика и вычислительная техника.
122 — Информационные системы.
123 — Прикладная информатика.
124 — Программная инженерия.
Вот последний и включает то, что я написал. В том числе и дисциплины по управлению проектами.
Да, 120-е номера — это было у проектов. Утвержденные стандарты имеют другие номера:
230100 — Информатика и вычислительная техника.
231000 — Программная инженерия.
За остальными не смотрел.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!