Здравствуйте, bnk, Вы писали:
bnk>Вроде бы был кто-то оттуда?
Я недавно ездил в Шэньчжэнь, впечатлений очень много. Но я там как полу-турист, полу-командировочный, так что имейте в виду.
Сравнивать буду с Астаной, понимаю, что для большинства это мало о чём говорит, ну уж извините. Думаю, можно очень примерно приравнять к какому-нибудь достаточно благополучному российскому городу с населением в 2-3 миллиона.
Летел через Пекин, но там из аэропорта не выходил.
Первое впечатление, ну ожидаемое, но всё же — всё на китайском. Английский мало кто знает, даже из сотрудников аэропорта. Надписи в самом аэропорту на английском есть, ориентироваться очень просто. Если проблем с рейсами и прочим нет, то не пропадёшь. Я на пересадку опоздал, билет у меня был невозвратный, поэтому пришлось немного помучиться, налаживая контакт, но в итоге всё уладил без дополнительных затрат. Я так и не понял, должны ли они были мне менять билет или как-то пошли навстречу.
Второе впечатление, уже в Шэньчжэне — аэропорт просто гигантский. Перемещался минут 10-15, причём там во многих местах горизонтальные эскалаторы, я в первый раз такие увидел. По ощущениям километра два прошёл всего до выхода, и всё это внутри здания аэропорта.
По прилёту прошёл какую-то медкомиссию, предполагаю, что из-за того, что был запыхавшийся. Мазок взяли изо рта, наверное на ковид.
Ещё одно ощущение — всё очень "модерново". Иду, паспорт прикладываю на сканер, сканер его моментально сканирует, стоят какие-то терминалы обслуживания, там всё на китайском и видно, что всё сами сделали китайцы, не какая-то закупленная техника. У нас в Астане тоже есть сканер для паспорта, но он какой-то кривой, туда прикладываешь, ждёшь полминуты, потом мужик рядом в форме стоит, забирает паспорт, ещё раз прикладывает, со 2 раза как-то там он читает. То бишь китайцы мой казахстанский паспорт читают лучше, чем казахи, это для меня было забавно.
В самолёте покормили, в Казахстане не кормили на внутреннем рейсе.
Меня встретил таксист, спустились в парковку, в парковке мерседесы рядами стоят, ауди, в общем много немцев. Хотя китайцев больше. Все машины на вид очень новые, как я понял, очень много электрических машин, особенно в такси. В целом по машинам большой контраст с Астаной, у нас автопарк постарше. Ещё удивило, что несмотря на колоссальный объём населения в городе и какие-то сумасшедшие мопеды везде, пробок я ни разу не увидел. Может быть не попал, не знаю, сложилось впечатление, что сама дорожная сеть у них спроектирована по уму. В Астане с этим — швах, построили город в голой степи и дороги широкие не сделали.
Город портовый, на море я не ходил, но в целом заметно: много зелени, пальмы и жуткая душная жара. Для меня очень непривычная погода.
В городе много очень высоких зданий, 20-30 этажные.
В общем первые впечатления у меня были очень сильные, действительно очень богатый город с богатыми жителями, мне так показалось. Много дорогих машин, много красивых зданий, аэропорт сделан очень дорого и масштабно.
В самом Шэньчжэне встречались с производителями электроники а также исследовали местные рынки радиоэлектронных компонентов. От китайцев сугубо положительные впечатления. Качество плат — шикарное, идут навстречу по всем вопросам, мелкий размер партии — не проблема. В Казахстане тоже есть компании, печатающие платы, заводы даже есть, вот грустно, но с ними мы не нашли общий язык, им мы просто оказались не интересны.
Рынки радиоэлектронных компонентов там совершенно потрясающие. Может быть в Москве сравнимо, не знаю. Для нашего захолустья это просто какой-то рай. Есть всё. Цены тоже какие-то абсолютно нереальные, в 3-5 раз дешевле чем на маусере. Может подделка, не знаю, я в этом не специалист, но те чипы, которые мы в итоге заказали — по всем параметрам оригинальные.
Сам быт у них очень сильно отличается от того, к чему я привык.
По улицам между пешеходов и машин носится какое-то неимоверное число электромопедов. Доставщики и просто люди. Правил кажется вообще никаких не соблюдают. Хотя я аварий не увидел ни разу, как-то умудряются не убиваться. При этом автомобилисты, по крайней мере таксисты ездят крайне аккуратно. Вообще людей очень много, я к такому числу людей не привык.
Еда совсем не европейская. Есть мак, можно заказать некоторые привычные блюда, но китайская еда это лапша, курица и куча острых специй. Очень сложно такую еду есть. Хотя я за неделю не отравился, желудок у меня чувствительный, поэтому могу сделать вывод, что еду готовят вполне качественно. Ел в самых разных заведениях. Всё общение с обслуживающим персоналом исключительно через фотографии меню, английского там вообще никто не знает, нигде. Английский знают в аэропорту некоторые служащие и на заводе менеджер, все остальные — не знают. Так в городе английские надписи только в маке и подобных заведениях, в 90% надписей латинницы не увидишь, всё иероглифами.
Сами китайцы — по-мне обычные люди, как там рассказывают в интернете — типа орут, плюют, такого я даже не замечал. Единственное, что непривычно — в кафешках некоторые мужики с голым торсом сидели, ну жарко, но у нас как-то не принято. Очень мало урн, да практически вообще их нигде нет, это меня удивило и это было неудобным. В Астане урн много. При этом мусор никто не кидает особо, вполне чисто. Ну может по ночам там всё драят, не знаю. В общем явно не Европа, всё довольно цивильно и прилично.
Обычный интернет в Китае очень сильно огорожен. Некоторые сайты работают, но подавляющее большинство привычных сайтов не работает. Простой выход это сим-карта с роумингом, тогда всё работает. Причём можно купить есим в интернете с более-менее адекватным ценником. Пробовал ProtonVPN, Astrill VPN, ничего не заработало. Единственное, что заработало — личный сервер с Xray Reality. Но я это всё пробовал из вайфая отеля, допускаю, что там ещё какие-нибудь дополнительные гайки закручены.
С оплатой проблем не возникло, во-первых наш казахстанский каспи предоставляет возможность использовать себя, как али пэй, во-вторых я зарегистрировался в wechat (вообще без проблем, несмотря на всякие россказни) и в самом алипэй, привязал туда свою казахстанскую карту, в общем всё работало. Самой картой платить не пробовал, кажется карты у них мало где принимают. Наличка с собой была, но не пригодилась.
С метро в Шэньчжэне проблем не возникло — я загрузил на алипэй свой паспорт, мне проставили какой-то верифицированный статус и я смог платить в метро (без этого статуса не мог). Также можно покупать одноразовые билеты в автоматах без паспорта.
На обратном пути летел через Урумчи, там было время походить по городу, вот там в метро уже не получилось купить билет, только одноразовый. В Урумчи один раз проверили паспорт на входе в метро из аэропорта. В других городах паспорт не проверяли. Урумчи показался как раз похожим на Астану. Совсем не такой богатый, как Шэньчжэнь, я бы сказал — слегка захолустный. Везде арабская вязь, это для уйгуров, у них язык, очень похожий на казахский, но письменность арабская.
Вообще я так понял у них условно в каждой забегаловке есть своё мини-приложение, которое открывается в вичате (вероятно на HTML). Там QR-коды везде, сканируешь и открывается приложение. Можно в меню что-то выбрать и тд. Но я этим всем не пользовался, т.к. все эти приложения исключительно на китайском и пользоваться ими очень сложно — надо постоянно делать скриншоты, переводить их и тд.
Ещё такой факт неочевидный обнаружил — все переводчики с китайского языка работают очень плохо. То ли сделаны плохо, то ли сам язык плохо поддаётся переводу. Попытки переводить меню почти всегда терпели фиаско. Пробовал и гугл, и эппл переводчик и в байду переводчик, ну как-то с грехом пополам может и можно перевести, но в целом всё очень плохо, какую-то чушь переводит чаще всего. Где-то что-то перевести можно, но к примеру с качеством, которым переводит английский на русский — это вообще не сравнится.
По картам — гугл карты работают. Самые лучшие карты это байду, но там приложение на китайском без перевода. Я ими немного пользовался, но это очень сложно. В гугл картах есть заведения, есть отзывы (очевидно преимущественно иностранных туристов), в целом лучше, чем ничего.
Такси у них — диди. Но я им не пользовался, просто так садился и ехал в свободное, по таксометру. Там вроде какая-то заморочка бывает, типа заказываешь, таксист тебе может позвонить, что-то спросить, короче детали не знаю, но сложилось впечатление, что могут быть неудобства.