Если время, потраченное на написание и чтение статьи, константа, то львиная доля его должна быть потрачена Писателем. А.А.Шалыто
Поиск в Google по словам "как писать статьи" выдает 664 страницы. Статьи с таким названием писали столь уважаемые люди, как Г.А. Шенгели, А.А.Шалыто и др. Но в целом, 664 страницы - это, конечно, перебор. Понятно, что большая часть этого моря писанины сочинена людьми, писать статьи не умеющими. Если бы они умели писать статьи, они их писали бы, а не учили других. Признаюсь честно – я не знаю, как надо писать статьи. Зато за время своего редакторства я насмотрелся на такое количество уродцев, которого хватило бы на пару питерских Кунсткамер, и еще осталось бы на несколько курортных выставок. Поэтому я достаточно хорошо представляю себе, чего при этом делать не нужно. Вот об этом-то я и попытаюсь рассказать ниже.
Так начинанья, взнесшиеся мощно,
сворачивая в сторону свой ход,
теряют имя действия...
Шекспир.
Как правило, работа над статьей начинается с составления плана. Можно, конечно, положиться на вдохновение и писать "как пойдет". Однако закончить статью за один день мало у кого получается. А восстановить на следующий день (тем более – через неделю) последовательность вчерашних рассуждений удается далеко не всегда. Результат предсказуем – повествование, набрав разгон, сворачивает в сторону. На этом месте половина читателей, образно выражаясь, улетает в кювет. Рассказу о сложных вещах вообще приличествует некоторая плавность и степенность – здесь лучше ориентироваться на "Роллс-Ройс", а не на "Феррари".
Разумеется, это в основном относится к статьям, ориентированным на солидное, всестороннее освещение предмета. Однако нечто подобное случается и с небольшими статьями, рассказывающими о какой-нибудь интересной мелочи. Речь об авторских отступлениях от темы. Поскольку автор, как правило, человек знающий ужасно много, в процессе изложения ему приходит в голову аналогия, случай из жизни или очень важное уточнение, которым просто нельзя не поделиться с читателем. Однако в процессе этого отступления от темы ему приходит в голову (см. выше). На третьем витке статья окончательно сходит с орбиты и мчится куда-то уже сама по себе, без руля, ветрил и тормозов. Разумеется, потом автор спохватывается и возвращается к исходной теме – но читатель к этому моменту успевает забыть, с чего все начиналось.