Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Рад снова приветствовать вас на страницах рассылки. В этом выпуске вас
ожидает вторая часть статьи "Введение в COM" и, конечно же, ответы на вопрос из предыдущего
выпуска и кое-что еще.
/ / / / СТАТЬЯ / / / / / / / / / / / / / / / / / / /
Введение в COM
Автор: Michael Dunn
Часть 2
Перевод: Илья Простакишин
Источник: The Code Project
Каждый COM-интерфейс наследуется от интерфейса IUnknown. Имя выбрано не совсем удачно, поскольку этот интерфейс не является "неизвестным" (unknown). Это имя всего лишь означает, что если вы имеете указатель на интерфейс COM-объекта IUnknown, то вы не можете знать, какой объект им владеет (реализует), поскольку интерфейс IUnknown есть в каждом COM-объекте.
IUnknown включает три метода:
Вы уже видели пример использования Release(), но как же действует QueryInterface()? Когда вы создаете COM-объект с помощью CoCreateInstance(), вы получаете указатель на интерфейс. Если COM-объект включает более одного интерфейса (не считая IUnknown), вы должны использовать метод QueryInterface() для получения дополнительных указателей на интерфейсы, которые вам нужны. Посмотрим на прототип QueryInterface():
HRESULT IUnknown::QueryInterface ( REFIID iid, void** ppv );
Значения параметров:
Продолжим наш пример с ярлыком. CO-класс для создания ярлыков включает интерфейсы IShellLink и IPersistFile. Если у вас уже есть указатель на IShellLink - pISL, то вы можете запросить интерфейс IPersistFile у COM-объекта с помощью следующего кода:
HRESULT hr; IPersistFile* pIPF; hr = pISL->QueryInterface ( IID_IPersistFile, (void**) &pIPF );
Затем вы тестируете hr с помощью макроса SUCCEEDED. Это нужно, чтобы узнать, сработал ли метод QueryInterface(). Если все нормально, то можно использовать новый указатель pIPF, так же как и любой другой интерфейсный указатель. Затем вам нужно вызвать метод pIPF->Release() для сообщения COM-объекту, что вы закончили работу с интерфейсом и он вам больше не нужен.
Я хочу остановиться на некоторых моментах, касающихся работы со строками при написании программ в COM.
Всякий раз, когда метод COM возвращает строку, он делает это, используя формат Unicode. Unicode это таблица символов, также как и ASCII, только все символы в ней занимают 2 байта (в ANSI - один байт). Если вы хотите получить строку в более удобном виде, то ее нужно преобразовать в тип TCHAR.
TCHAR и функции, начинающиеся с _t (например, _tcscpy()) были разработаны для управления строками Unicode и ANSI с использованием одинакового исходного кода. Наверняка, вы раньше писали программы с использованием ANSI-строк и ANSI-функций, поэтому далее в этой статье я буду обращаться к типу char, вместо TCHAR, чтобы лишний раз вас не смущать. Однако, вы должны знать, что есть такой тип - TCHAR, хотя бы для того, чтобы не задавать лишних вопросов, когда встретите его в программах, написанных другими разработчиками.
Когда вы получаете строку из метода COM, вы можете преобразовать ее в строку char одним из следующих способов:
С другой стороны, вы можете лишь хранить строку Unicode, если с ней не требуется делать что-либо еще. Если вы создаете консольное приложение, то вывод на экран строки Unicode можно осуществить с помощью глобальной переменной std::wcout, например:
wcout << wszSomeString;
Однако, имейте ввиду, что wcout предполагает, что все "входящие" строки имеют формат Unicode, поэтому если вы имеете любую "нормальную" строку, то для вывода нужно использовать std::cout. Если вы используете строковые литералы, для перевода в Unicode ставьте перед ними символ L, например:
wcout << L"The Oracle says..." << endl << wszOracleResponse;
Если вы используете строки Unicode, вы должны знать о следующих ограничениях:
Здесь приведены два примера, иллюстрирующие концепции COM, которые обсуждались ранее в этой статье.
Первый пример показывает, как можно использвать объект COM, содержащий единственный интерфейс. Это простейший случай из тех, которые вам могут встретиться. Программа использует содержащийся в оболочке CO-класс Active Desktop для получения имени файла "обоев", которые установлены в данный момент. Чтобы этот код был работоспособен, вам может потребоваться установить Active Desktop.
Мы должны осуществить следующие шаги:
WCHAR wszWallpaper [MAX_PATH]; CString strPath; HRESULT hr; IActiveDesktop* pIAD; // 1. Инициализация библиотеки COM (заставляем Windows загрузить библиотеки DLL). Обычно // вам нужно делать это в функции InitInstance() или подобной ей. В MFC-приложениях // можно также использовать функцию AfxOleInit(). CoInitialize ( NULL ); // 2. Создаем COM-объект, используя CO-класс Active Desktop, поставляемый оболочкой. // Четвертый параметр сообщает COM какой именно интерфейс нам нужен (IActiveDesktop). hr = CoCreateInstance ( CLSID_ActiveDesktop, NULL, CLSCTX_INPROC_SERVER, IID_IActiveDesktop, (void**) &pIAD ); if ( SUCCEEDED(hr) ) { // 3. Если COM-объект был создан, то вызываем его метод GetWallpaper(). hr = pIAD->GetWallpaper ( wszWallpaper, MAX_PATH, 0 ); if ( SUCCEEDED(hr) ) { // 4. Если GetWallpaper() завершился успешно, выводим полученное имя файла. // Заметьте, что я использую wcout для отображения Unicode-строки wszWallpaper. // wcout является Unicode-эквивалентом cout. wcout << L"Wallpaper path is:\n " << wszWallpaper << endl << endl; } else { cout << _T("GetWallpaper() failed.") << endl << endl; } // 5. Освобождаем интерфейс. pIAD->Release(); } else { cout << _T("CoCreateInstance() failed.") << endl << endl; } // 6. Разинициализируем библиотеку COM. В приложениях MFC этого не требуется - // MFC делает это автоматически. CoUninitialize();
В этом примере я использовал std::wcout для отображения строки Unicode wszWallpaper.
Второй пример показывает, как можно использовать QueryInterface() для получения единственного интерфейса COM-объекта. В этом примере используется CO-класс Shell Link, содержащийся в оболочке, для создания ярлыка для файла "обоев", имя которого мы получили в предыдущем примере.
Программа состоит из следующих шагов:
CString sWallpaper = wszWallpaper; // Конвертация пути к "обоям" в ANSI IShellLink* pISL; IPersistFile* pIPF; // 1. Инициализация библиотеки COM (заставляем Windows загрузить библиотеки DLL). Обычно // вам нужно делать это в функции InitInstance() или подобной ей. В MFC-приложениях // можно также использовать функцию AfxOleInit(). CoInitialize ( NULL ); // 2. Создание объекта COM с использованием CO-класса Shell Link, поставляемого оболочкой. // 4-й параметр указывает на то, какой интерфейс нам нужен (IShellLink). hr = CoCreateInstance ( CLSID_ShellLink, NULL, CLSCTX_INPROC_SERVER, IID_IShellLink, (void**) &pISL ); if ( SUCCEEDED(hr) ) { // 3. Устанавливаем путь, на который будет указывать ярлык (к файлу "обоев"). hr = pISL->SetPath ( sWallpaper ); if ( SUCCEEDED(hr) ) { // 4. Получение второго интерфейса (IPersistFile) от объекта COM. hr = pISL->QueryInterface ( IID_IPersistFile, (void**) &pIPF ); if ( SUCCEEDED(hr) ) { // 5. Вызов метода Save() для сохранения ярлыка в файл. Первый параметр // является строкой Unicode. hr = pIPF->Save ( L"C:\\wallpaper.lnk", FALSE ); // 6a. Освобождение интерфейса IPersistFile. pIPF->Release(); } } // 6b. Освобождение интерфейса IShellLink. pISL->Release(); } // Где-то здесь должен быть код для обработки ошибок. // 7. Разинициализация библиотеки COM. В приложениях MFC этого делать // не нужно, т.к. MFC справляется с этим сама. CoUninitialize();
Essential COM, Don Box, ISBN 0-201-63446-5.
MFC Internals, George Shepherd and Scot Wingo, ISBN 0-201-40721-3.
Beginning ATL 3 COM Programming, Richard Grimes, ISBN 1-861001-20-7.
/ / / / ВОПРОС-ОТВЕТ / / / / / / / / / / / / / / / /
Q| Как в Win9x и WinNT заблокировать клавиши WIN, Alt+Tab, Ctrl+Esc etc. ? - Mike Krasnik
|A1 Например так - в конструкторе главного окна приложения зарегистрировать HotKey:m_HK = GlobalAddAtom("alttab"); // DWORD m_HK;
RegisterHotKey(GetSafeHwnd(), m_HK, MOD_ALT, VK_TAB);а в деструкторе не забыть его разрегистрировать:
UnregisterHotKey(GetSafeHwnd(), m_HK);
так как никакого обработчика для этого HotKey мы не делаем, то соответственно и происходить по нажатию Alt-Tab ничего не будет.
- Алексей Кирюшкин
|A2 По материалам http://msdn.microsoft.com/msdnmag/issues/0700/Win32/Win320700.aspВ WinNT (начиная с Windows NTR 4.0 Service Pack 3) существует возможность использовать "low-level" hook на клавиатуру WH_ KEYBOARD_LL для отключения комбинаций Ctrl+Esc, Alt+Tab, Alt+Esc.
Для данной данной функии установлен лимит времени: Система возвращается в нормальное состояние через промежуток времени определяемый параметром LowLevelHooksTimeout в HKEY_CURRENT_USER\Control Panel\Desktop время указывается в милисекундах.
- Владимир Згурский
|A3 Это делается очень по-разному в различных системах от Microsoft.В Windows 9x можно использовать трюк, опсанный в MSDN - вызвать функцию SystemParametersInfo с недокументированным параметром. В данном случае им можно пользоваться смело: Микрософт больше не будет вносить изменений в архитектуру Win9x. Чтобы отключить Alt+Tab, Ctrl+Alt+Del и т. д., нужно написать:
int prev;
SystemParametersInfo(SPI_SCREENSAVERRUNNING, TRUE, &prev, 0);Выполняя этот код, мы сообщаем системе, что работает скрин сейвер. А когда он работает, переключение задач запрещено. Чтобы включить стандартные комбинации снова, используйте:
int prev;
SystemParametersInfo(SPI_SCREENSAVERRUNNING, FALSE, &prev, 0);Внимание: если этого не сделать, переключение задач будет невозможно даже после завершения работы вашего приложения!
Перейдём к Windows NT/2000. Там трюк со скрин сейвером не работает, но зато есть низкоуровневые хуки для мыши и клавиатуры (обычные хуки не перехватывают системные комбинации клавиш). Установив глобальный низкоуровневый хук на клавиатуру, можно "съесть" все системные нажатия (кроме Ctrl+Alt+Del). Для этого в ответ на приход таких нажатий функция хука должна вернуть единицу.
Как известно, хуки устанавливаются функцией SetWindowsHookEx. В нашем случае требуется глобальный хук, а значит, его код придётся размещать в DLL. DLL может выглядеть примерно так.
#define _WIN32_WINNT 0x0500
#include <windows.h>
static HINSTANCE hInstance;
static HHOOK hHook;
BOOL APIENTRY DllMain(HANDLE hModule, DWORD ul_reason_for_call, LPVOID lpReserved)
{
hInstance = (HINSTANCE)hModule;
return TRUE;
}
LRESULT CALLBACK KeyboardProc(INT nCode, WPARAM wParam, LPARAM lParam);
extern "C" __declspec(dllexport) void HookKeyboard()
{
hHook = SetWindowsHookEx(WH_KEYBOARD_LL, (HOOKPROC)KeyboardProc,
hInstance, 0);
}
extern "C" __declspec(dllexport) void UnhookKeyboard()
{
UnhookWindowsHookEx(hHook);
}
LRESULT CALLBACK KeyboardProc(INT nCode, WPARAM wParam, LPARAM lParam)
{
KBDLLHOOKSTRUCT *pkbhs = (KBDLLHOOKSTRUCT *) lParam;
BOOL bControlKeyDown = 0;
if(nCode == HC_ACTION)
{
bControlKeyDown = GetAsyncKeyState (VK_CONTROL) >>((sizeof(SHORT) * 8) - 1);
// Проверяем CTRL+ESC
if (pkbhs->vkCode == VK_ESCAPE && bControlKeyDown)
return 1;
// Проверяем ALT+TAB
if (pkbhs->vkCode == VK_TAB && pkbhs->flags & LLKHF_ALTDOWN)
return 1;
// Проверяем ALT+ESC
if (pkbhs->vkCode == VK_ESCAPE && pkbhs->flags & LLKHF_ALTDOWN)
return 1;
}
return CallNextHookEx (hHook, nCode, wParam, lParam);
}Чтобы воспользоваться этой DLL, загрузите её любым способом, а затем вызывайте HookKeyboard, чтобы перехватывать комбинации клавиш, и UnhookKeyboard, чтобы прекратить перехват.
В ранних версиях NT низкоуровневых хуков не было. В MSDN утверждается, что там от Alt+Tab там можно избавиться с помощью перерегистрации глобального акселератора на ту же комбинацию (посредством RegisterHotKey), но испытать это средство мне не удалось (нет под рукой NT3.51 или NT4.0 с SP 2 и ниже). Ctrl+Esc там не блокируется.
Для полноты картины упомяну ещё одно непровереное средство, с помощью которого можно обезвредить Ctrl+Alt+Del под Windows NT/2000. Для этого нужно написать собственную GINA DLL. Если кого-нибудь интересуют подробности, сделайте в MSDN поиск по строке "GINA".
/ / / / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / / / / / / / / / / / / / / /
Уважаемый Алекс.
Читая Вашу статью о DCOM я прочел:
"Строго говоря, COM не является спецификацией, привязанной к Win32. Теоретически, можно портировать ваши COM-объекты в Unix или любые другие ОС. Однако, я никогда не видел, чтобы COM применялась где-то за пределами сферы влияния Microsoft."
Могу подсказать ОС использующую COM/DCOM не из семейства Windows. Как ни странно это VxWorks, где COM/DCOM существует в виде одного из компонент ядра и обеспечивает все, что может быть положено на концепцию этой ОС.
Например из-за ограничений ОС (там по сути только один процесс с общей памятью, но со многими потоками-задачами) серверы могут быть только INPROC. Не поддержан (пока что) IDispatch, массивы в VARIANT. Зато теперь можно использовать DCOM-распределенные системы на основе смеси Windows и VxWorks, что очень удобно для управления realtime системами.
У Уважением
- Алексей Трошин
На вопрос из выпуска No.27 о пунктирной рамке вокруг кнопки:
В общем, плоскую кнопку, не получающую фокус совсем сделать достаточно просто: Добавляем обработчики сообщений:
И, самое интересное... :-))) Перекрываем виртуальный метод:
Использование: очень просто. Ставим на шаблоне диалога кнопку, убираем стиль WS_TABSTOP, ставим стиль
WS_OWNERDRAW. В ClassWizard'е сопоставляем ей переменную типа CButton, затем тип переменной вручную меняем на
CFlatButton. И всё. Далее - как с обычной кнопкой. У меня ( VC++ 5.0 ) - работает.
- Дмитрий Сулима
/ / / В ПОИСКАХ ИСТИНЫ / / / / / / / / / / / / / /
Q|
Как включать в проект незарегистрированный компонент ActiveX? Вернее он на моей машине зарегистрирован, а на другой
нет, и в результате этого программа на той машине вообще не запускается.
- Сергей Лобачев
Предложенный Александром Шаргиным вариант с тулбаром врядли можно признать удовлетворительным. Диалог не получит
сообщение от тулбара да и программное создание кнопки... Можно, конечно, но... :-( . Наиболее приемлемый выход -
использование самопрорисовывающихся элементов управления. Достоинство этого метода - нарисовать можно всё, что угодно!
:-))). А в вопросе Максима Чучуйко есть ещё подвопрос: А должна ли кнопка вообще получать фокус?.
1) Создаём класс CFlatButton: public CButton ;
2) Добавляем переменные:
protected:
BOOL bMouseCaptured;
CWnd* pOldFocus;
В конструкторе инициализируем:
bMouseCaptured =FALSE;
pOldFocus =NULL;
3) Добавляем методы:
protected:
void CFlatButton::SetOldFocus()
{
// Закомментировать тело метода, если кнопка может получать фокус.
if(pOldFocus)
pOldFocus->SetFocus();
pOldFocus =NULL;
}
void CFlatButton::OnSetFocus(CWnd* pOldWnd)
{
CButton::OnSetFocus(pOldWnd);
if(!pOldFocus) // Дабы не было проблем с модальными окнами, вызываемыми по нажатию этой кнопки.
pOldFocus =pOldWnd;
}
void CFlatButton::OnLButtonUp(UINT nFlags, CPoint point)
{
CButton::OnLButtonUp(nFlags, point);
CRect rectBtn;
GetClientRect(rectBtn);
if(rectBtn.PtInRect(point) && GetCapture() !=this)
{
bMouseCaptured =TRUE;
SetCapture();
Invalidate(FALSE);
}
SetOldFocus();
}
void CFlatButton::OnMouseMove(UINT nFlags, CPoint point)
{
CRect rectBtn;
GetClientRect(rectBtn);
if(rectBtn.PtInRect(point))
{
BOOL bNeedUpdate =FALSE;
if(!bMouseCaptured)
bNeedUpdate =TRUE;
bMouseCaptured =TRUE;
SetCapture();
if(bNeedUpdate)
Invalidate(FALSE);
}
else
{
bMouseCaptured =FALSE;
ReleaseCapture();
SetOldFocus();
Invalidate(FALSE);
}
CButton::OnMouseMove(nFlags, point);
}
void CFlatButton::DrawItem(LPDRAWITEMSTRUCT lpDIS)
{
// Test WS_TABSTOP
ASSERT(!(GetStyle() & WS_TABSTOP));
CDC* pDC =CDC::FromHandle(lpDIS->hDC);
CRect rectAll;
GetClientRect(rectAll);
CString text;
GetWindowText(text);
int save =pDC->SaveDC();
CRect rectText(rectAll);
rectText.DeflateRect(2,2);
CBrush bkBr(GetSysColor(COLOR_3DFACE));
pDC->FillRect(rectAll,&bkBr);
UINT state = lpDIS->itemState;
if (state & ODS_SELECTED)
{ // Нажатое состояние
rectText.OffsetRect(1,1);
pDC->DrawEdge(rectAll,BDR_SUNKENOUTER,BF_RECT);
}
else
{
if(bMouseCaptured)
{
pDC->DrawEdge(rectAll,BDR_RAISEDINNER,BF_RECT);
}
}
pDC->DrawText(text, rectText, DT_SINGLELINE|DT_VCENTER|DT_CENTER|DT_TOP);
pDC->RestoreDC(save);
}
Ответить на вопрос
/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / /
Это все на сегодня. Удачи вам!
Алекс Jenter
jenter@mail.ru
Красноярск, 2000.