CASUALITY SEATTLE 2006: КАК ОНО БЫЛО. Вступление По многочисленным просьбам знакомых, кто очень хотел, но по каким-то причинам не смог поехать в Сиэттл, как и обещал кратко отписываюсь о впечатлениях. Сначала немного о не относящихся к конфе вещах. Т.к. это была моя первая поездка то новых впечатлений было масса. Для тех кто не в курсе — 27-29 Июня в Сиэттле штат Вашингтон состоялась конференция под названием Casuality Seattle, что собрала самых значительных игроков индустрии казуальных игр (http://seattle.casuality.org). Казуальные игры, это грубо говоря shareware, web, MMOG, Xbox 360 live arcade, console, и другие игры ориентированые на неискушенного игрока и не требующие много времени для освоения. День 1 — прибытие (24.06.2006) Отбросив изнурительный перелет и тяжелую адаптацию к сдвигу в часовых поясах (Благо приехал на 2 дня раньше начала конференции) Америка на проверку оказалась не только страной больших бабок и высоких небоскребов, но также неприятных запахов и отвратительной еды Из всех перепробованых мест нормально смог питаться только в итальянской забегаловке. Так как прибыл поздно вечером в свой отель, то сразу завалился спать. Кстати еще удивила манера езды на автомобилях в америке — они тихонько едут друг за дружной как дети даже по хайвею и всегда пристегиваются (иначе — штраф 100 баксов). Для аборигена типа меня, привыкшего рассекать с включеными противотуманками под 220 км\ч это показалось диким День 2 (25.06.2006) Второй день решил посвятить осмотру достопримечательностей но вытаскивать свое ленивое тело на улицу не очень то хотелось — организм еще не адаптировался к смене часовых поясов и постоянно просился спать. Поэтому я решил посвятить немного времени изучению устройства номера — телевизор с кучей каналов и беспроводной клавой меня не очень то заинтересовал, а вот Wi-Fi в номере — наоборот. Сиэттл оказался довольно технологичным городом — мой ноут поймал 4 сети в номере. Немного полазив по инету вышел на прогулку. Нашел Benaroya Hall, в котором должно было происходить действо, погулял по набережной, вернулся в отель, т.к. очень хотелось спать. День 3 (26.06.2006) С утра проверив почту прочел письмо с приглашением зарегистрироваться на сайте конференции. Так и поступил. Интересным моментом было то, что я увидел Тараса Тарасова (Friends Games, Украина) в списке участников конференции. Т.к. я уже сильно устал от английской речи и английского окружения, я не раздумывая набрал его мобилу. Через час мы уже прогуливались обсуждая Америку, казуальные игры, отечественных девелоперов, а также мотоциклы, коих на просторах далекой америки оказалось немало День 4 — конференция (27.06.2006) Встав с утра пораньше отправился в Benaroya Hall (который к слову находился в двух шагах от моего Crowne Plaza) по быстрому зарегистрировался и получил свой бэйджик. Т.к. до начала первого доклада еще было время, я заправился горячим кофе и кексом начал прохаживаться туда-сюда в поисках знакомых лиц. В итоге были замечены Алла Храмцова из Absolutist и Наташа Матвеева из Realore. Вообще такое скудное количество отечественных представителей казуальной игровой индустрии натолкнуло меня на мысль, что многие отечественные участники занимаются казуальными играми не так серьезно, как об этом говорят К слову из Украины разработчиков было больше чем из России Первым выступал Bing Gordon — CCO и сооснователь Electronic Arts — довольно интересно рассказывал о состоянии индустрии, а также важности комьюнити (что не удивительно, т.к. электроники представленны на этом рынке в первую очередь своим комьюнити-порталом Pogo.com). В перерыве уже было гораздо веселее, т.к. те кто прибыли на первый день уже прошли регистрацию и шарились по холлу. Первым из буржуев был встречен James C. Smith (Reflexive). Мы немного пообсуждали с ним игры Jewel of Atlantis и Big Kahuna Reef пока не подвалила толпа знакомых по форуму IndieGamer.com на котором я часто пишу. Познакомились с Gabriel Gambetta из Mystery Studio (Wild West Wendy, Pirate Poppers), примечательно, что парень этот из Уругвая. Вот какая она многогранная эта казуальная индустрия, где еще как не в Сиэттле встретились бы два разработчика из Уругвая и Украины? Габриэль рассказывал об их опыте работы с PlayFirst, о футболе, а также признался в том, что у него возможно есть украинские корни Вторым выступал Rob Glaser, главный дядька Real Networks. Очень харизматичный мужичок — основным его мессаджем было то, что реал собирается делиться рекламной прибылью с девелоперами (давно пора, Shockwave это делает уже несколько лет). В общем было много интересных выступлений, докладов и.т.д. но хронологию и подробное содержание не помню, т.к. приехал в основном не доклады сулшать, а встреиться с нужными людьми, для которых у меня был расписан встречами весь следующий день. Хотя основные идеи докладов я впитал хорошо — попробую тезисно изложить их в конце. Из интересных личностей с кем у меня получилось плотно пообщаться, также был замечен Mike Boeh из Retro64 — мы зашли пообедать в пиццерию, а он там сидел с кем-то из PopCap. Я был один из немногих, кто удостоился чести посмотреть на его игры в разработке и скажу, что нас в этом году ждет еще несколько хитов Вечером была Mumbo Jumbo Party — бесплатная выпивка, мало места, и очень много шума Кстати музыка была отличная — диджеи в Сиэттле — то что надо. Помимо всего толпу развлекали девушки на ходулях, желающим предлагали разрисовать части тела разными трайбал-рисунками, а одна барышня в откровенном одеянии несколько раз танцевала на столе с какими-то горящими приспособлениями. Я наверное был один из немногих девелоперов, кого впечатлило представление и кто не пожлобился ссудить артистам пару баксов Кстати нас с Тарасом почему-то везде принимали за русскую мафию, как обычные прохожие так и девелоперы. Под конец я даже устал говорить, что это не так. Типа — "да, на самом деле я отлавливаю девелоперов, сдираю с них шкуру, а их проекты издаю как свои" Возможно этому поспособствовал наш внешний вид — я был строго одет в серебристый костюм и туфли из кожи ящерицы, а Тарас пугал окружающих грудой мышц. Обилие золота таки выдавало в нас заезжих, т.к. похоже в штатах кучи золота носят только негры Хотя необычный вид неплохо способствовал деловым контактам, например подходит на вечеринке человек и говорит — "крутой костюм чувак, не смог не обратить на тебя внимание на конференции" ну и дальше по ходу разговоров оказывается, что он представитель нужного мне издателя или дистрибутора. Так что кто-то может взять на вооружение полезный прием. Были и смешные моменты — типа преследующий меня негр с тюбиком, навязчиво предлагающий натереть мне туфли День 4 — конференция (27.06.2006) Большая часть этого дня пролетела в запланированых встречах — встречался с текущими и потенциальными партнерами, показывал наши новые игры, и.т.д. На докладах был только пару раз — запомнился доклад корейцев, о своих онлайновых играх а также панель о контрактах в казуальной индустрии, где представители пары девелоперов и пары паблишеров обсуждали условия контрактов. Запомнилось, что дядька из PlayFirst не очень спешил всех обрадовать откровениями. "Ну да мол, платим роялти. Какие проценты? Ну как договоримся..." Самоее интересное должно было начаться вечером, а именно — Oberon Party и Real Arcade Party. Оберон отличился тем, что разыграл между посетителями пати Mini Cooper S Cabrio (для тех, кто не в курсе — это автомобиль ). Выиграл его к большому сожалению не я, а какой-то мужлан из южных штатов. А ведь если кому-то этот купер и был действительно нужен — так это мне ;( ведь порой так хочется закинуть подальше этот шестисотый и пересесть на что-то маленькое, легенькое и с открытым верхом "не вынесла душа поэта, позора мелочных обид" (с) Лермонтов Здесь же я встретил последнего представителя отечественной индустрии — Анрея Фомина (Puzzle Lab). В общем пати было прикольное в первую очередь тем, что там было больше места и больше интересных людей, поэтому посчастливилось наработать еще пару полезных контактов. Покинув W Hotel где было это пати, заскочив перекусить я отправился в Final Destination моей поездки — клуб Barca на Real party (yes the real Real party). Т.к. на следующий день я улетал рано утром, это для меня был последний рывок. И финал был достойный — собралось действительно много народу, куча ребят с Indie Gamer которых я не видел раньше, познакомились с ребятами из PopCap, Nintendo, а также настоящим Joel Breton-ом , продюсером, который продюсировал Акелловские Пираты Карибского Моря. Поездка удалась на славу — домой привез толстую пачку визиток, массу впечатлений, а также Nintendo DS Lite Мероприятие это — однозначно must visit для тех, кто планирует серьезно работать на этом рынке. Так что до встречи в следующем году в Амстердаме или Сиэттле. Итоги Как и обещал тезисно выделю основные моменты, которые я уловил на конференции: — индустрия растет. Количество игроков на рынке увеличивается, количество игр соответственно тоже. Качество игр растет, а сроки пребывания в топах уменьшаются По словам тех людей, кто был на прошлой конференции, количество посететелей конференции в этом году раза в 2 больше чем в предыдущем, и судя по всему в следующем году таже будет расти. Из этого следует вывод, что: — нужно дифференциироваться. бесконечно зарабатывать на (матч-3) клонах не получится, и это не совсем та стратегия, которая позволит рано уйти на пенсию. Поэтому возможно стоит также смотреть в сторону альтернативных способов монетаризации игрового контента, например: — комьюнити. Electronic Arts постоянно рассказывали о том, как они построили свою комьюнити Pogo.com и зарабатывают на нем устраивая турниры, продавая людям всякие виртуальные безделушки типа аватаров, и.т.д. Есть над чем задуматься, правда? или: — ММОГ. Массивные многопользовательские игры. Это не обязательно должны быть РПГ, но игры в которых какие-то объекты можно продавать игрокам за реальные деньги. Корейские компании Nexon и GoPets много интересного рассказывали, как в Корее, стране с очень высоким уровнем пиратства, они зарабатывают миллионы. Вот такой вот интересной была поездка на Casuality Seattle 2006 после которой у меня возникла масса идей куда стоит двигаться и вкладывать деньги Поэтому если вы — команда чрезвычайно талантливых разработчиков, или же просто одиночка — мастер на все руки, серьезно настроены и мечтаете попасть в эту casual gaming индустрию, но не знаете с чего начать, возможно вам стоит попробовать сделать для нас одну или пару игр на заказ? Пишите мне! Ярослав Яновский CEO of Enkord Ltd. (yaroslav _собачка_ enkord _точка_ com) Ярослав Яновський — Enkord Ltd. |