Читал резюме, полученные по объявлению в топике MASTECH will...
Автор: IT
Дата: 23.05.04
, много думал... Молчать больше не могу. Видимо пора заняться изучением этого вопроса серьёзно

Резюме бывают двух типов: краткое и детальное. Первое должно помещаться на 2-х, максимум 3-х страницах и содержать краткое описание опыта, умений, образования, сведения о двух-трёх последних проектах и короткое упоминание об оставшихся. При этом не стоит пытаться впихнуть детальное резюме в две-три страницы путём уменьшения шрифта и сокращения расстояния между строчками.

Детальное резюме содержит максимум возможных сведений, но так же не стоит его раздувать путём увеличения шрифтов.

Mastech требует полноценное детальное резюме. На нём и остановимся.

Для кого пишется резюме

В ответе на этот вопрос заключается 90% успеха правильных резюме. Так вот. Как это не банально звучит, но резюме пишется для того, кто его будет читать, т.е. для рекрутера и работодателя. Соответственно, занимаясь написанием и вычиткой резюме, прежде всего необходимо думать о его читабельности. Небрежное оформление, нечитабельный шрифт, корявый English, трудность в нахождении необходимых сведений, чрезмерная раздутость или сжатость, всё это делает резюме хорошим кандидатом только для заполнения мусорной корзины.

Формат и название файла

Формат, естественно MS Word. Название должно обязательно содержать имя и фамилию претендента. Например, Vasily_Pupkin.doc или Vasily_Pupkin_resume.doc. Можно также добавить префикс _cs, _cpp, _java, чтобы показать, как вы себя позиционируете. Ни в коем случае не называйте своё резюме resume.doc. Это имя может быть уникально на вашем компьютере в каталоге My Documents, но человека, который просматривает десятки резюме в день, это может очень сильно раздражать.

Шрифт

Выбор шрифта довольно ответственное и неоднозначное занятие. Во-первых, шрифт должен хорошо смотреться на мониторе, во-вторых, так же хорошо на бумаге, в-третьих, это дело вкуса. На бумаге, на мой взгляд, лучше всего смотрится 'Times New Roman' десятка. На мониторе мне нравится Verdana, поэтому правильным выбором для резюме будет 'Arial 10'.

Не забывайте использовать выделение жирным, особенно для отделения друг от друга описаний проектов и логических частей резюме. О собственных достижениях кричать таким образом тоже можно, но не очень рекомендуется.

Враньё в резюме

Всё ещё актуальным остаётся вопрос: "Можно ли врать в резюме?". Трудно сказать. Знаю, что индусы врут не просто нагло, а совсем нагло. Но так же сам наблюдал, как некоторых потом выводили за ухо до дверей офиса и заносили в чёрные списки, тем самым пожизненно лишая возможности работать на проектах конторы.

В общем, решайте сами. С одной стороны, вроде как не пойман, не вор. В принципе, если у человека только год, но действительно настоящего опыта работы на C++, а он пишет а резюме 3, то, скорее всего, это будет крайне трудно проверить. С другой стороны, если опыт липовый, то это легко выяснится на первом же интервью.

Таким образом, я бы на этот вопрос ответил так: "Врать нельзя, но если очень хочется, то привирать можно."

Но и привирать тоже нужно осторожно. Если, например, у вас год работы на .NET, а вы пишете три, то я вам точно не поверю. .NET на рынке всего два года с хвостиком.

Так же резюме должно соответствовать трудовой книжке. Это будет проверяться INS, когда на вас будет оформляться виза.

Вторичный скилсет

Это набор технологий, с которыми знаком претендент, но которые не являются для него основными. Очень часто, наличие вторичного умения в той или иной технологии является определяющим фактором при выборе из нескольких кандидатов. Таким образом, этому тоже надо уделить должное внимание.

Карьера в резюме

По моим жизненным наблюдениям, программисты делятся на три возрастные категории:

  • до 2-х лет — молодежь,
  • от 2-х до 5-ти лет — зрелые девелоперы,
  • от 5-ти и уже неважно до скольки — профи.

Бывают, конечно, и исключения, но я с трудом поверю, что человек на первом же проекте с первого дня выступал в роли одновременно архитектора и тим-лида команды из восьми человек.

Также несерьёзно смотрится в резюме у ребят с 10-ти летним опытом позиции на последних проектах типа Software Developer. К этому времени пора бы уже стать и старшим.

В общем, не стоит перебарщивать на первых порах, всему своё время. Но к трём годам уже желательно иметь сеньорские позиции (Senior — старший, не путать с Chief — главный), а кому-то уже и тим-лидские. Дальше можно хоть всю жизнь быть сеньором, но к четырём-пяти годам, вполне прилично начинает смотреться архитектура и управление проектами.

Не очень хорошее отношение к freelance. Да и не известно как INS относится к свободным художникам.

Не стоит так же указывать свою позицию как Programmer. Programmer — это Junior Developer, так что лучше просто написать — Software Developer.

Самая нейтральная позиция — Consultant. Консультантом может быть как новичок, так и профи, но, насколько мне известно, в России это пока не очень распространено.

Личные сведения и контактные данные

Резюме должно обязательно содержать имя претендента и контактную информацию в виде телефона и адреса электронной почты. Всё. Никаких улиц и домов, никаких хобби, имён любимых собачек, семейного положения и прочей лабуды. Это никому не интересно.

Я

Просто запустите поиск и удалите все вхождения 'I' в резюме. Хотя это и не согласуется с английской грамматикой, но в резюме не принято 'якать'. Пишите "Developed" вместо "I developed", "Able" вместо "I am able", "Was able" вместо "I was able" и т.п. Всё это смотрится лучше, чем с 'I', тем более что чаще всего это всё следует списком в секции Responsibilities.

English

Резюме должно быть написано, по крайней мере, грамотно. Если вы не очень уверенно себя в этом чувствуете, отдайте его на вычитку профессионалу. Боюсь, что электронные переводчики смогут только ухудшить положение. Хорошим подспорьем может стать Lingvo (как мы знаем это не переводчик, а словарь), со своими примерами, и, конечно же, первоисточник всех времён и народов — Google. Особенно это полезно в ситуациях, когда нужно проверить правильность использования слова в определённом контексте и когда нет уверенности в том, какой ставить предлог или артикль.

Я в своё время потратил около месяца на написание резюме и его вычитку с совсем не бесплатными преподавателем из университета. Сейчас, каждый раз, когда мне нужно его проапдейтить, это занимает несколько дней. Так что и вы не стесняйтесь Всё это обязательно окупится.

Не используйте "took part" в смысле "принимал участие". Не знаю почему, но буржуи это словосочетание не любят. Используйте "participated" вместо. Вообще, лучше не злоупотреблять непонятными иностранными словечками, т.к. они могут оказаться непонятными в том числе и самим иностранцам.

Структура резюме

Резюме состоит из трёх крупных частей;

  1. Краткое описание опыта
  2. Описание проектов
  3. Дополнительные сведения

Краткое описание опыта

Включает в себя Summary и Technical Environment.

В Summary обычно говорится, какой опыт имеет кандидат, кокой он хороший и какое счастье подвалит тому, кто его возьмёт на работу. Полезно также указать здесь количество лет опыта работы с конкретными технологиями. Чтобы не напрягать читающего вычислениями на основании данных из проектов.

Иногда вместо Summary пишется Objective. Но обычно и так понятно, что вы ищете интересную высокооплачиваемую работу в крутой компании. Писать об этом в резюме не обязательно. Всё это можно указать в Cover Letter.

Technical Environment — это перечисление технологий и средств, которыми владеет кандидат. Обычно Technical Environment разбивается на несколько групп как: OS, языки программирования, веб-технологии, сетевые технологии, базы данных и т.п. Не стоит замусоривать данный раздел перечислением всех известных версий используемых продуктов.

Описание проектов

Описание каждого проекта должно содержать следующие части:

  • Дату начала и окончания в формате Jan 2002 — May 2004. Месяца следует указывать именно в таком формате. Для текущего проекта вторая часть должна содержать слово Present, а не Now.
  • Company. Название компании. Для американских компаний указывается город и штат, для российских город и Russia, либо же просто Russia. Если для одной компании указывается несколько проектов, то информацию о компании и времени работы в ней можно указать отдельно.
  • Customer. Заказчик проекта, если такой имеется.
  • Position. Занимаемая должность на данном проекте.
  • Project. Название проекта.
  • Project Description. Две-три строчки описания проекта. Не надо делать эту часть слишком большой. Того, кто читает ваше резюме интересует не столько сам проект, сколько ваше участие в нём. Какие задачи конкретно вы выполняли и с помощью каких средств.
  • Environment. Здесь необходимо перечислить языки программирования, технологии, средства, которые использовались вами в данном проекте.
  • Responsibilities. Список выполненных вами задач. Обычно каждое приложение данного списка строится в простом прошедшем времени без местоимения I. "Analyzed the requirements, designed database schema…" Иногда встречается вариант, построенный на использовании существительных — "Analyze of the requirements, database design." Очень важно, чтобы при описании выполненных задач использовались технологии и средства, заявленные в Environment: "Developed a set of COM objects using ATL", "Performed database design using Rational Rose".

Дополнительные сведения

Сюда входят разделы Education and Certification, Publications, References и т.д. В образовании нужно указывать года с — по. В References просто пишется "Available upon request".

Небольшой шаблон резюме можно найти здесь.

И самое главное

Всё что я здесь понаписал ни в коем случае не стоит воспринимать как догму. Резюме является в некотором смысле отражением индивидуальности своего хозяина. Воспринимайте этот пост просто как подсказку какие типичные ошибки не надо совершать. Остальное дело вкуса, опыта и желания.

Удачи.
Автор: IT    Оценить