Продолжим. В 1974 году в Ташкенте проходила всесоюзная конференция по операционным системам. Приехали все тогдашние киты... Удивительно, но я совсем не помню докладов про ЕС ЭВМ... Наверное они были, но я не обратил внимание, так как в Институте Кибернентики Уз.ССР стояла БЭСМ-6, а ЕС еще не было. Вот на доклады об осях БЭСМ-6 я внимание обратил... Тогда в Союзе было три школы по осям: В Москве, в институте прикладной математики создавали ось ИПМ на принципах максимального универсализма... Она не нашла большого распространения — время еще не пришло... А вот две других!... Одна — Ось "Дубна". Классная система, созданная в Дубне в ОИЯИ. Там в то время работала классная команда под руководством Говоруна. Они написали великолепный транслятор с Фортрана... Эти ребята исходили из своих потребностей, так и писали... Третья система ОС ДИСПАК была создана под руководством Тюрина.. Не помню, но кажется из Челябинска (или из Свердловска — в общем, с Урала ) Эти ребята считали, что ось должна быть написана так, чтобы максимально использовать возможности аппаратуры... И это им удалось! ОС Диспак была самой распространенной осью на БЭСМ-6. А сама машина была уникальной! Она была одноадресной, с регистром-сумматором. Длина слова — 48 разрадов. В слове помещалось 6 символов (уже 8-разрядных, но байта еще не было...), или целое или плавающее, или 2 команды по 24 разряда... А памяти помнится, было почти бесконечность — 32768 ячеек! Скорость была бешеная — миллион операций в секкунду... Регистровых. конечно... Кто не знает, для 60-х (да и для 70-х в СССР) годов это было ОЧЕНЬ МНОГО... В то время американская фирма CDC только начала выпускать CDC-6600 со скоростью порядка трех миллионов. Пульт у нее был уж совсем похож на пульт космического корабля... Был он такой — закругленный... Если поставить крутящееся кресло — то можно снимать сцены: Капитан управляет полетом своего космического корвета. Лампочек было столько, что с помощью них высвечивалось слово "ЖДУ", если машине нечего было делать На этой машине я впервые познакомился с перфокартами. В то время в Институте кибернетики было несколько разных компьютеров и на всех был фортран, только разный. И уже появилась ЕС 1020, но я пока на ней не работал... И вот дипломный мой проект состял в том, чтобы оттранслировать один фортран в другой... Вообще — это типичная задача тех лет. У моей шефини диссер был Алгэк-Алгол. Алгэк — это расширение Алгола, придуманное в СССР для решения экономических задач... Хотя я сейчас думаю, что содрали его просто с Виртовского Алгола-W. Но это ИМХО. Из-за разной мощности компьютеров эти фортраны довольно здорово отличались друг от друга... Естественно, менее мощный переводился в более мощный. И делалось это на БЭСМ-6 на автоводе, как тогда называли ассемблер, БЭМШ. Колода состяла примерно из 1200 перфокарт. Это пачка высотой примерно сантиметров около 20. На одной перфокарте — одна команда... Но, формат свободный. Единственное ограничение — если нет метки, то надо было делать один пробел. А метку набивали с первой позиции. Естественно, кодировка была советская. но сейчас не скажу какая. Правда, в то время я еще не вырезал и не заклеивал дырки — это случилось позже, на ЕС ЭВМ. Время заказывали за неделю вперед, и весь это огромный комп (8 или 16 лентопротяжек ростом примерно 2 метра, и еще масса шкафов... ) был в моем полном распоряжении! Я ставил колоду на перфоввод, он "глотал перфокарты со страшной скоростью, но все одно 1200 перфокарт — это довольно долго... Но после ввдоа последней карты мгновенно начинало печатать АЦПУ (алфавитно-цифровое печатающее устройство) — такова была скорость компа, что промежутка просто не было... В общем я на этой дипломной работе еще и макробемш освоил — он на меня произвел неизгладимое впечатление... Вообще, мне видимо, здорово повезло, что я начинал писать программы на уровне команд машины — это здорово способствовало формированию алгоритмического мышления... Ведь любую формулу приходилось раскладывать по полочкам. и команды писать в нужном порядке, ибо компьютер о приоритетах операций ничего не знает... И это сразу как-то вправляло мозги в нужную сторону. Вот теперь думаю — а не начать ли мне ту же методику применять к студентам? |